А ведь раньше автостопом я полноценно и не ездил. Ну, пару раз на локальные расстояния, но это не в счет. А сейчас - чужая страна. Даже не одна. До нужного перекрёстка - километр. Иду пешком по обочине, редкие машины ослепляют фарами. Солнце вот-вот встанет. Может пойти обратно, в аэропорт и оттуда на такси поехать куда-нибудь к морю? Но пути назад нету. Нет, он то есть, но... Впереди виднеются огни заправки. За ней должен быть нужный поворот.
Вообще, нас двое. Я - я, и Макс - мой спутник. Путешествие в большей части было посвящено Армении, но мы также захватили и Грузию (всё таки авиабилеты я взял в Кутаиси, так дешевле чем напрямую в Ереван), и Республику Нагорный Карабах (хотя де-факто это часть Армении).
Так вот. Стоим мы значит на съезде на трассу Е-60 Поти - Тбилиси. Рюкзаки на землю, руку - вверх. Вот из поворота медленно вытягивается фура. Она то точно должна остановиться. Водитель окидывает нас сонным взглядом и набирает скорость. Красные огоньки габаритов растворяются в предрассветном тумане. Всё, автостоп закончился?
Через 30 минут останавливается внедорожник Сузуки. Водитель по-русски не говорит. Едет около 20 км, дальше сворачивает в Кутаиси. Лучше, чем ничего. Это была первая поездка автостопом в другой стране. Выходим на развязке, идём искать место для следующего стопа. Но места всё нету и нету. Прошли километра 3 до какого-то подобия обочины. Стоим. Стоим 3 часа. Опускаю руку, иду присесть отдохнуть на рюкзак, и замечаю что остановилась синяя "Хонда". Моментально поднимается настроение и также моментально подбегаю. За рулём - девушка. Зовут Церра. И вот мы летим по скоростной автостраде по утренней Имеретии.
Дороги в Грузии хорошие. По крайней мере, их большинство. В Грузии вообще много всего хорошего. Но наилучшее - это грузины. Останавливаемся на перевале, около кафешки. Идём в само кафе. Церра нас угощает. Вообще, с нашей стороны это довольно некрасиво. Но формат путешествия что-то около "бомж-трип", поэтому несмотря на некоторое чувство вины отказаться мы не можем.
А вообще, за первые 10 дней мы потратили всего 50 долларов. За последующие 4 дня тоже 50. Половину можно было сэкономить.
Небольшие тупняки с выездом из Тбилиси, и вот мы уже идём по посёлку Марнеули, в сторону трассы, ведущей к границе. Оборачиваюсь - едет КамАЗ на армянских госномерах, груженный огромным валуном. Водитель жестами спрашивает: останавливаться? Киваю. Открываю двери.
-Армения?
-Да!
И вот мы "летим" на груженном грузовике в сторону Армении. На горизонте - горы. За ними - Армения. Водитель, Алексей купил нам на заправке каждому по холодной коле. Спасибо. По-русски он говорит плохо, поэтому большую часть пути едем молча.
Границу в пункте пропуска Баграташен\Садахло проходим довольно таки быстро - минут за 10-15. Алексей остается тут, в Баграташене, а нам нужно ехать дальше, в сторону Еревана. Чуток отходим от пункта пропуска, становимся на позицию. Через минуты две едет УАЗ Буханка. Замечаю мигалку на крыше - опускаю руку (думал полиция). Останавливается. Оказалось это аварийка Газпрома. Мужики едут с работы домой, в сторону Степанавана. Нас ребята смогли подвезти от границы до городка Алаверди - дальше нам не по пути. А еще угостили пирожками и лимонадом.
Алаверди (читается как Алаверды) - промышленный город, зажатый в ущелье между горами. С одной из окрестных вершин идёт желтоватый дым - туда выведена труба медного комбината. Сам комбинат - градообразующее предприятие. Город выглядит индустриально и стимпанково, и это круто! Хотя жить там не особо круто по ряду причин, одна из которых - тот самый дым.
Через ущелье протекает речка Дебед.
И вот на выезде из Алавердей мы застряли на два часа. Все водители показывали жестами, что едут недалеко. А солнце тем временем скрылось за горами. Машин становилось всё меньше. В который раз за день надежда потеряна.
Останавливается внедорожник Nissan X-Trail. Водитель, Эдгар, оказался прекрасным человеком. В Армении, точно так же, как и в Грузии, самое лучшее что есть - это народ, армяне. Пока Макс мирно спал на заднем сидении, мы с Эдгаром говорили на разнообразные темы. Дорога была в большей части пустая, без машин вообще, окрестные горы постепенно уходили в темноту, а мы ехали по направлению к Еревану.
Эдгаром была сказана классная фраза: "Вы не туристы, вы - путешественники, да?."
Да, наверное.
Мы покушали, набрали воды, и он подвёз нас к нужному нам повороту (хотя Эдгару это было очень не по пути). Поворот в сторону горы Арагац (не путать с Араратом, который тоже символ Армении, но расположен в Турции).
Ну, горы для меня в приоритете и восхождение на высшую точку Армении было целью номер один. Попрощались с новым другом, обменялись контактами, и легли спать, прямо на обочине. У нас были только спальники, без палатки. Ночь была сложной, я много раз просыпался. Сначала какой-то собаке сильно захотелось полаять на проезжающие машины. Без перерыва. Громко. Рядом с нами. После собаки спать мешал вой шакалов, не столько громкий, сколько стрёмный. Хищники же. А мы практически беззащитны.
Кое как поспав я проснулся. Первая мысль - что я тут вообще делаю? Вторая - что я буду делать дальше? Ведь впереди почти две недели такой жизни. Но эти мысли быстро улетучелись, так как некая корова решила потоптаться по нам (спали мы на земле). Отползаешь - она подходит. Ещё отползаешь - она ещё подходит. И вот, отступать некуда - сзади дренажная канава с водой. Внезапно корове прилетает спасительный подсрачник плетью от бабушки-пастуха. Бабушка смотрит удивлённо смотрит на нас. Достаю из рюкзака фотоаппарат, говорю:
-По Армении путешествуем :)
-Ааа, понятно. - бабушка еще больше удивилась.
Собираем вещи, едем стопом в Аштарак. Покупаем местную симку (для интернета), а также запас провизии для восхождения. Берём такси к подножию горы и едем по утренней Армении вверх. Такси - вынужденная мера, так как в 8 утра поймать попутку к горе нереально. На высоте 3200 метров расположено озеро Кари, на берегу которого есть ресторан и отель, а также научный комплекс - метеостанция, обсерватория и астро-физическая лаборатория. Ко всему этому делу проложена неплохая асфальтированная дорога. Вот по ней и едем. Когда за очередным холмом показался комплекс сооружений около озера, машина заглохла. Арам, таксист, вышел из машины, открыл багажник. Послышалось шипение газа. За ним какая-то матерная фраза, и звук удара кулаком по машине. Закончился газ. Ну, что поделать. Арам залил из небольшой бутылки чуток бензина - дотянуть до заправки, а мы пошли дальше пешком.
Линии электропередач и дорога специально протянуты к научному комплексу. Наверное, построить всё это дело было крайне сложно.
Предгорья Арагаца вполне себе зелёные и травянистые. Можете запомнить новое слово - трог. Это то, что на фото - долина, выпрямленная, и углубленная отступавшим ледником.
Спустя некоторое время дошли до озера Кари. С него видны две вершины Арагаца - Западная (левее), и Южная (правее). Вообще, Южная вершина довольно таки популярная у местных туристов. Любой желающий может в выходной день подъехать по асфальтированной дороге к озеру, и оттуда за 3-4 часика дойти к Арагац-Южная.
А вообще, у потухшего стратовулкана Арагац вершины четыре. Названы они по сторонам света - Южная (3879 м), Западная (4007 м), Восточная (3916 м), и самая высокая - Северная, высотой 4096 м. Она же и самая сложная. Наш путь пролегал именно туда.
Раньше высота вулкана была навскидку около шести тысяч метров, потом всё это дело весело взорвалось и образовался эдакий огромный кратер с хребтами и вершинами по краям.
Набравшись сил около озера начинаем подъем. Поначалу очень даже лёгкий и пологий.
Виден край того самого кратера.
Постепенно травка переходит в камни. Плюс ко всему конкретно холодает. Вооон там снизу слева остался последний очаг цивилизации.
Погода конкретно портится. Слышатся удары молний. И не один раз. Редкие люди, идущие на спуск говорят, что молнии бьют в западную вершину и лучше в гору сейчас не идти. Тучи становятся чернее. Обдумываем ситуацию и принимаем единственно правильное решение - идти дальше. Ну мы что, зря потратили деньги на такси?
Идём среди безжизненных камней. Вот уже вышли на широкий гребень и показалась южная вершина, открылось второе дыхание.
И вот, мы стоим на Арагац-Южная. Больше - никого.
Виды отсюда красивые.
Я на фоне западной вершины и кратера. Выглядит кратер очень неуютно на фоне туч, а ведь нам там ночевать.
Над Арагацом тучи ходят хмуро. Главная героиня этого поста - Арагац-Северная. Издали подъем на неё выглядит довольно крутым.
Вид в другую сторону. Ущелье речки Гехарот. Заметьте, тучи висят только над горой. В ближайшем городе, Апаране, солнышко, жара и птички поют.
Всё ещё есть возможность уйти обратно, к озеру, где есть тёплая гостинница и ресторан с вкусной едой, но ведь мы не за этим сюда пришли. Идём дальше!
Спускаемся на седло между южной и западной. Там встречаем интересную пару - Иван из Болгарии, автостопер и альпинист, путешествует уже 4 месяца, и Сара - американка, тоже автостопер, которая утром примазалась к Ивану ожидая легенькой прогулки по горам. Чтоб вы понимали, у Сары с собой только женская сумочка была. Уже вчетвером топаем к центру кратера, где разобьем base camp.
В кратере тихо и нету ветра, перепрыгивать с камня на камень вполне комфортно.
Погода улучшается, тучи уходят. Вид на Арагац-Восточная. Вот эти камни на фото - по несколько метров в длинну каждый.
А это Сара.
Тут, в кратере расположено небольшое ледниковое озерцо.
С видом на северную вершину.
Всё ещё идём. Вид на южную вершину.
Постепенно опускаемся. Видите зеленую лужайку слева? Там мы припаркуемся. Кстати, порода тут желтоватая. Это сера. Воду нужно набирать очень аккуратно, чтобы не отравиться.
Иван (жуёт лаваш).
Цветочки! Завтра нам вооон туда, наверх. Подъем будет пролегать вдоль снежников правее, затем между скал выходим на гребень по нему ползем к вершине.
Находим ровное место, раскладываем лагерь. Напомню, палатки у нас нету. У Ивана - двухместная, мы не влазим, но поспать на улице тоже можно. Атмосфера очень классная - солнце скрылось за горами, ветра нету, тихо шипит кипящая вода на примусе... Разговариваем мало, наслаждаясь природой. Ложусь спать рано, ещё до потемнения. Завтра ранний подъем.
Ночью температура была около нуля (но не ниже), все замёрзли (ну спальники то летние мы брали). Так как мы с Максом спали на улице, наши спальники и вещи покрылись росой, и под утро всё было насквозь мокрое. Подъем в 5 утра. Макс и Сара остаются в лагере, а я с новым другом - Иваном стремительно топаем навстречу вершине.
Кажется близкой. Но это лишь кажется. На самом деле до вершины ещё часа два.
Тень постепенно отступает, солнечные лучи окрашивают желтым цветом окружающие горы... Захватывающее зрелище.
Выползаем на седло между северной и восточной вершинами. И тут у меня внезапно заканчивается батарейка, поэтому Иван уходит далеко вперёд, а я лишь смотрю ему вслед.
Арагац-Восточная, вид с седла.
Высота делает своё дело. Сначала останавливаешься каждые 100 метров. Затем каждые 50, каждые 20... И вот перед самой вершиной отдышка через каждые два метра. Идти сложно, но надо. Иван уже машет рукой с предвершинного гребня. Настроение не такое уж и плохое, но вот физическое состояние оставляет желать лучшего... С утра я ничего не ел, и это было большой ошибкой. Сил нет.
У Арагац-Северной вершины две - главная и ложная (ниже на пару метров). Их соединяет узкий стрёмный скальный гребень. Вылажу на ложную вершину. До главной - 100 метров расстояния по этому самому гребню. И вы не представляете, каким кайфом было обнаружить примерзшую бутылку армянского красного вина под камешком на ложной вершине! Залпом выпиваю полбутылки, настроение поднимается, силы появляются. Иду по гребню дальше, шатаясь.
Без остановок залажу на главную вершину пика Арагац-Северная.
Вид в сторону ложной вершины. Тот самый гребень. По самому гребню идти невозможно - только ползти.
Разница между нами и озером слева - более шестисот метров высоты. Вообще, предгорья Арагаца со всех сторон исследованы мало. К этому озеру даже нету тропы. Было бы интересно сходить чисто вокруг горы - я уверен, тут ещё много живописных и неизвестных локаций. Одних только озёр вокруг горы более 15.
Площадка на вершине. Слева видно Арагац-Южная, справа - Западная.
На вершине было тепло и безветренно. Минут 10 понаслаждавшись видами мы полезли обратно. Спускаться решили не по гребню, а напрямую по склону, полностью состоявшему из сыпухи разного калибра.
Спускаться относительно легко - по сыпухе можно ехать, как на лыжах, изредка спотыкаясь о крупные камни.
Спусившись в лагерь, я упал на траву и пролежал без движения около часа. Когда настало время идти в цивилизацию перед нами стал выбор. Первый вариант - путь обратно через седло между южной и западной вершинами, и дальше к озеру Кари. Он короче, но нужно было набрать 200 метров высоты по камням. Второй вариант - без подъемов, но расстояние большее в два раза, спуск в город Апаран вдоль реки Гехарот. Иван и Сара выбрали первый вариант. Я же в гору идти вообще не мог, поэтому выбрал второй. Мы попрощались и разошлись. Но! Скупой платит дважды, и пройдя полпути вниз мы упёрлись в высоченный обрыв водопада реки Гехарот. Мы попытались кое-как пролезть, но риск сорваться со стометровой высоты в бушующий водопад, предварительно проверив на прочность окружающие водопад скалы, был слишком велик. Пришлось отступить и идти вверх! Это было очень обидно. Теперь набирать надо было не 200, а 700 метров высоты.
Время пролетело незаметно. Пройдя ледниковое озеро, фото которого было выше, Макс окликнул меня:
-Камни!
Оборачиваюсь и вижу страшно красивую картину - камнепад. Куски горной породы, размером в легковушку, и массой в несколько тонн с огромной скоростью летели по склону западной вершины, оставляя после себя пыльный шлейф и разлетающиеся осколки. Камнепад был практически в том месте, которое мы проходили 15 минут назад...
На седле между южной и западной вершинами встречаем лагерь группы из двух армянских гидов и ведомых ими двух ребят из Латвии. Почему-то большинство восходителей ставят лагерь на ветренном перевале (где плюс ко всему нету воды), не доходя до кратера где ночевали мы.
10 минут общаемся и отдыхаем.
Дальше путь раздваивается опять. Можно пойти через южную вершину, а можно спустится с седла в долину речки Амберд и вдоль неё идти к озеру. Оба пути нормальные и там есть протоптанная тропа. Но опять меня переклинило и я решил идти не по тропе, а по склону южной вершины, и потом перейти на нормальную тропу с южной (потому что как идти через долину я не знал, а с седла тропы не было видно). Склон был камянистый, и камни эти не заканчивались. Сил не было, настроения не было. Солнце, ярко сверкнув, скрылось за горами...
В итоге уже в полной темноте мы вышли к огням комплекса на берегу Кари, при этом ни разу не шагнув по тропе. Первым делом покушали в ресторане, напугав редких ночных посетителей своим измученным видом. После - пошли искать место для ночевки. Сначала я пошел проситься в астро-физическую лабораторию, но оттуда отправили на метеостанцию. Метеостанция стоит чуть повыше всех строений. 10 минут топаем к ней. Подходим. Выходит удивлённый смотритель метеостанции. Объясняю ситуацию. На пару минут уходит внутрь, выходит, и говорит:
-Ребята, проходите.
Смотритель метеостанции живёт на ней вместе со своей семьей - женой, дочкой и двумя сыновьями. Все они очень хорошие и добрые люди. Внутри метеостанции было тепло и уютно, нам выделили целую комнату. Попив со всеми вместе чай, мы легли спать...