Что было не так с солнцем Эдмунда Хонды?

Apr 25, 2024 19:02

Сегодня, хочу с вами отправится в экскурс по истории и культуры Японии на примере одной отдельно взятой видео-игры. Игры, которая покорила весь мир, и воображение 12-летнего мальчика, приехавшего в 1992 году из Москвы в Нью Йорк, и впервые погрузившегося в среду капитализма. (Это я о себе - игра покорила моё воображение.) Даже если вас совсем не интересуют видео-игры, и даже если вы никогда не слышали про Street Fighter 2, думаю сегодняшний рассказ вам понравится, и вы откроете для себя что-то новое и интересное.



Как-то я узнал, что у одного из персонажей этой игры, которая породила целый жанр, "подстригли" солнце. Или, можно сказать, что оно стало жертвой модной нынче культуры отмены. Но, давайте по порядку.

* * *

Карты на стол: Этот пост, один из моих любимых за последние годы, впервые вышел в моём блоге в конце 2021. Приглашаю вас снова углубиться в исторические тонкости игры, в которую я так никогда толком и не поиграл, но всё равно очень люблю.

* * *

1. Японский разработчик видео-игр, Capcom, выпустил Street Fighter 2 в начале 1991 года в формате игровых автоматов. Если кто не знает в чём суть, там два персонажа дерутся на довольно маленькой арене, ударяя друг-друга ногами, руками, и прочими особыми манёврами.

Игра быстро разошлась по всему миру, и к моменту, когда моя семья впервые приехала в Нью Йорк, в январе 1992, эти автоматы стояли во всех аркадах города, а к тому же возле магазинчиков, прачечных, и т.д - везде, где они могли попасться на глаза американскому тинэйджеру с лишней мелочью в кармане.



Я таковым не являлся. Во-первых, мне было всего 12 лет. А во вторых, 25 центов, которые стоили эти автоматы, были для меня серьёзными деньгами. И если уж у меня и появлялся вдруг лишний "квотер", то я его тратил не на "один раз поиграть", а чтоб купить пачку жвачки - такая у меня была система ценностей.

Зато я любил глазеть на то, как играют другие, более финансово обеспеченные дети. Для меня эта игра олицетворяла воплощение детской мечты - получить возможность "контролировать мультики". Она была в разы круче всего, что я до того видел в плане игровой графики (зенитом которой для меня ранее являлся первый Prince of Persia).

Если вы вдруг не в курсе, то эта игра пользовалась огромным успехом, во всём мире. Уверен, все эти игровые автоматы очень быстро окупались для своих счастливых хозяев - мальчишки (и, в меньшей степени, девчонки) стояли в очередях, чтоб накормить эти ящики своей мелочью. Версии были выпущены на всех домашних консолях (даже на чёрно-белом Game Boy вышло нечто с таким названием!)

Кроме того, Capcom в течении пары лет выпустила несколько обновлений игры. Я не говорю про Street Fighter 3, 4 или 5 - были выпущены обновления именно второй серии. Ускорили драки, добавили персонажей, и т.д.

Ну а остальная индустрия тоже заметила успех, и попыталась его скопировать. Так мир получил, например, серию Mortal Kombat. Но Street Fighter 2 долгое время оставался эталоном жанра файтинга, из-за чего Capcom успешно продолжает выпускать сиквелы, римейки, и компиляции с теми же любимыми персонажами.

2. Это очевидно из названия, но Street Fighter 2 не была первой игрой в серии - её предшественница (1987 год) являлась вполне себе заурядным файтером, с неплохой графикой для того времени, но не очень вдохновляющей игровой механикой. Локации были интересными, а вот персонажи не сильно - не было у них харизмы.



3. А вот во второй игре графические возможности железа наконец дали создателям возможность изобразить героев "с характером". Персонажи Street Fighter 2 заполняли экран, у них были разные походки, разные движения, разные высказывания и выкрики. Их объединяло лишь то, что почти все были похожи на героев экшн-фильмов 80х, с огромным охватом бицепсов. Но мне, даже как зрителю, это нравилось. Capcom действительно сумели сделать игру, смотреть за которой было почти так же интересно, как играть в неё.



У каждого персонажа была своя "арена", и зрители, столпившиеся вокруг игроков могли наслаждаться всеми мелкими деталями.

4. Например, мне тогда очень запомнился "советский" персонаж, Zangief - огромный реслер-бородач с ирокезом в красных трусиках и с волосатой грудью. Свежеприехавшему из Москвы, мне немного льстило, что в такую крутую игру включили вроде как русского конкурента. Хотя я хоть убей не мог понять, с чего они взяли что русские люди вот так выглядят. И почему человек из СССР занимается реслингом, о котором никто в Союзе слыхом не слыхивал.



5. Позже я узнал, что изначально этого героя хотели назвать красивым русским именем "Водка Гобальский". Однако, в те годы, что создавали игру, в японской лиге реслинга соревновался борец из Советского Союза, бывший чемпион РСФСР, Виктор Дзантемирович Зангиев. Осетин Зангиев был возможно единственным "русским", с которым была знакома японская аудитория. Может быть они действительно полагали, что все люди в СССР - волосатые борцы. Короче, именно Зангиев в итоге стал основой для персонажа.



В процессе его трико превратилось в плавки, а лысина - в ирокез. Зато волосатая грудь и фамилия остались.

6. Домашней ареной Зангиева был советский завод. Мы знаем, что он советский, потому что на полу там нарисованы огромный серп и молот (как и на всех советских заводах!) Любопытно, что эта символика не исчезла из новых версий игры, выпущенных в 1993, 1994 и 1995 годах. Ну да ладно, мало ли откуда забыли советскую символику убрать...



Если приглядеться к этому фону, тут можно заметить ещё несколько элементов "японцы рисуют советскую жизнь": солдаты в ушанках, один из зрителей, бухающий водку из горла (на заводе!), и несколько надписей на русском. Я практически уверен, что в "Запрещается смотрет" на конце нет мягкого знака...

* * *

7. Среди всех этих качков, которые умело дубасили друг-друга ногами и руками, в игре был один персонаж, который мне нравился меньше всех. Это был толстяк в "юбочке", с таинственным именем E. Honda. В детстве я никак не мог понять, почему он назван в честь машины, и как мужик с таким пузом попал в этот турнир мускулистых супер-мэнов. Мне казалось, что ему больше подходит роль в "Трёх Толстяках", чем в Стрит Файтере...



Кроме того, мне был абсолютно непонятен его уровень: какой-то странный кафельный бассейн, на фоне картинки горы. Этот Хонда мне настолько не нравился, что если кто-то выбирал играть за него, я шёл искать другой автомат, на который повтыкать.

8. Позже я узнал, что этот персонаж - наверное один из самых продуманных во всей игре. По легенде, Эдмунд Хонда (его имя было сокращено на экране до "E. Honda" просто из-за нехватки места) - борец традиционного сумо, который хочет добиться мирового признания для своего спорта. В его лице Capcom отдавал дань древним японским традициям синто, в игре, где большинство персонажей использовали более новомодные стили борьбы.



9. Много лет спустя мне удалось посмотреть на турнир настоящего сумо, и даже увидеть с хватку двух ёкодзун (согласно создателям игры, сам Хонда до ранга ёкодзуны не дошёл, он является "одзеки"). Там я много чего узнал про тонкости и правила этого классического японского спорта.



Кстати, то, что я думал является "юбочкой" вокруг пояса Хонды - оказалось не ей (разумеется), и даже не поясом сумо, а традиционным банным халатом Якута, который он сбросил с плеч, не развязав на поясе. А красная краска на лице - дань театру кабуки.

10. Ну хорошо, допустим наш E. Honda - сумоист. Но почему же он тогда сражается в каком-то бассейне?! Я нашёл картинку его арены из одной из игр поновей. Ритуальный круг сумо мы видим, но что это за место такое? И почему там картинка горы на задней стене?!



Об этом я тоже узнал значительно позже. Дело в том, что кроме того, что он борец сумо, Хонда так же является владельцем сенто в одном из районов Токио.

11. "Что, Лёва?" спросят тут некоторые из вас. "Что за сенто?! Может быть ты имеешь в виду онсен - традиционные японские бани?" Нет. Онсен - это очень круто. Натуральные и минеральные горячие источники. Я даже включил их в свой список семи крутых фишек Японии, которых нет в других странах.



12. Онсены часто бывают на свежем воздухе, и позволяют посетителям наслаждаться видами природы вокруг.



13. А сенто - это общественные бани. Они снаружи абсолютно непримечательные, и играют довольно утилитарную роль в японских городах. Там в послевоенное время был напряг с жилплощадью (квартирки в центре Токио до сих пор крохотные) и бывало, люди жили без личного санузла. Тогда - как и советские люди в середине ХХ века - они ходили в баню. Вернее, в сенто.



14. Популярность сенто сейчас сильно упала, но их всё ещё можно найти в центрах крупных городов. За несколько сотен иен посетитель может помыться, и поотмокать в бассейне с горячей водой. Но не натуральной, как в онсенах, а просто нагретой.



15. Так как сенто это просто закрытые пространства, среди хозяев пошла мода рисовать на одной из стен картины японской природы, чтоб посетителям было на что посмотреть пока они купаются. А все знают, что "картина японской природы" это почти всегда гора Фудзи, которую они очень любят изображать в идеализированном виде.



16. Какое-то время профессия "художника для сенто" была очень популярной - это специально обученные мастера, которые за несколько часов нарисуют вам на стене красивый вид на Фудзи красками, которые выдержат влагу этой японской бани. Но сейчас спрос падает, и люди боятся, что это искусство исчезнет. Читал, что сейчас таких мастеров осталось всего несколько человек, и большинство - дедушки, которым за 80 лет.



17. У нас, кстати, в Токийском офисе Гугла даже была такая стенка, с пейзажем. Потому что каждый офис стараются подогнать по дизайну к той стране или городу, где он находится. Рассказывали, что для её создания компания наняла одного из последних мастеров, чтоб всё было как положено.



* * *

18. Но я что-то опять отвлёкся. Короче, наш E. Honda - владелец как раз такого сенто (оно называется "Эдо но Ю" - "горячая вода Эдо"), и разумеется у него перед бассейном с горячей водой разложен круг для сумо, а на задней стенке - картинка Фудзи с восходящим солнцем. Все ведь знают, что солнце, восходящее над священной Фудзи - чуть ли не самый непропускабельный пейзаж в Японии!



Но, как оказалось, конкретное солнце, которое выбрали дизайнеры игры в далёком 1991 имеет некие геополитические проблемы, никак не связанные с миром видео-игр.

19. Уверен, вам доводилось видеть версию японского флага, где из красного круга солнца исходит ещё и несколько красных лучей. Это Флаг Восходящего Солнца. Нечто похожее использовалось в Японии на протяжении всей её долгой истории, но конкретно этот дизайн был утверждён во второй половине XIX века, когда была восстановлена монархия, а Япония стала заниматься империализмом, наряду с европейскими державами.



Знамя стало символом армии и флота Японии как раз в те годы, когда они покоряли своих азиатских соседей, и когда японские военные творили в Азии различные зверства. Особенно плохо на этот символ реагируют в Китае и Корее - слышал, что в этих странах Флаг Восходящего Солнца чуть ли не так же плохо воспринимают, как свастику в Европе (тут, кстати, есть доля иронии, ведь свастику в Японии тоже любят!)

20. И вот, в эпоху гипер-чувствительности к другим культурам, компания Capcom (которая продолжает выпускать и перевыпускать Street Fighter 2 для новых поколений игровых консолей) решила переиграть декорации в старомодном сенто господина Эдмунда Хонды. А именно, они взяли и отстригли лучи вокруг солнца. А вместо них добавили какие-то странные загогулины.



Явно не очень то хотели Китай обижать - ведь для Capcom эта страна - очень важный рынок. Сейчас не принято злить поднебесную.

21. Самое любопытное, что в новых версиях игры часто присутствует "классический" режим, когда выключается вся новомодная графика в высоком разрешении, и на экране снова появляются пикселизированные спрайты начала 90х. Для истинных любителей "тёплого лампового" Стрит Файтера. Так вот и из этой версии создатели бережно вырезали солнышко, даже ничем его не заменив.



Вот вам и культура отмены: в стране восходящего солнца решили, что лучше обойдутся без него, чтоб никто не огорчался.

PS: Кстати, с заводского цеха, в котором сражается Зангиев, тоже убрали серп и молот. Мало ли чего...

история, игры, trivia, япония, ностальгия

Previous post Next post
Up