Тимоти Снайдер - профессор истории в Йельском университете, специализирующийся по Восточной Европе, и в частности России современного времени. На днях он выступал с лекцией об ошибках американцев во время российской агрессии в Украине, и получил вопрос из зала: "Как по-вашему будет выглядеть проигравшая войну Россия? В плане внутренней политики, и статуса сверхдержавы?"
В ответ Снайдер говорил минут восемь. Он вообще человек интересный, и неоднократно выступал по российским вопросам в разных форумах, включая ООН. И придумал для современной России интересный термин - "шизо-фашизм", когда государство проявляющее все признаки классического фашизма обвиняет в этом всех вокруг, не допуская собственного причастия к этой идеологии просто потому что считает себя главным победителем фашизма со времён Второй Мировой. Думаю, многие из читателей моего блога сочли бы такую позицию крайне русофобской, а то и... фашистской! Но сейчас Снайдер говорил в более общих чертах. Его основной тезис: Поражение - лучшее, что может случиться с империей.
Ответ показался мне очень интересным, и я тут (литературно) перевожу некоторые его моменты. Думаю, многие его тезисы покажутся моим читателям любопытными, а некоторые даже поддержат вашу картину мира:
"Что привело к сегодняшнему Евросоюзу? Одна за другой империи, проигрывающие свои империалистические войны. Германия проиграла войну в 1945 - кстати, войну за Украину. Французы потерпели поражение в юго-восточной Азии и Алжире. Голландцы - в Индонезии. Испанцы и португальцы - в Африке. Это железный закон европейской истории: ты должен проиграть империалистическую войну, чтоб прийти к ситуации, когда ты говоришь - ну теперь мы будем мирной Европейской страной..."
"...И я всё это говорю, чтоб вы понимали про Россию, что в ней нет ничего необычного, или странного: они тоже империя, и империи рано или поздно хватают непосильно, и проигрывают свою войну. Россия с этим трафаретом более-менее совпадает. Лучшая, и потенциально единственная возможность прийти к нормальной России - это если Россия проиграет эту войну..."
"...Я кстати не хочу сказать, что Россия - единственная страна, которая себя так ведёт. Все империи должны рано или поздно проигрывать..."
"...Когда в России будет смена режима, это будет выглядеть очень странно для многих людей, ни в этом не будет ничего странного для тех, кто живёт в России. Это будет похоже на пригожинский марш на Москву. Когда они въезжают в город, и их местное население торжественно встречает, а потом эти люди идут в магазины как ни в чём не бывало. Это будет странно и непонятно для иностранцев, но русские будут чувствовать, что всё нормально..."
"...Мы американцы - одно из проявлений нашего тщеславия выражается в том, что мы думаем - Ох, если бы мы что-нибудь сделали по-другому в 1990х, то сегодня Россия была бы нормальной страной. Да, конечно мы могли бы много чего сделать лучше в 90х, да и с тех пор тоже, но наша политика всегда была - перепрыгиваем через Украину, и пытаемся работать с Россией, чтоб превратить её в ту страну, которую нам хотелось бы видеть. И не было ни единого случая, когда бы это сработало. Никогда у нас не получалось сказать Ельцину не обстреливать парламент, или Путину не уничтожать Чечню."
"И урок, который мы должны были из этого извлечь в том, что мы не могли повлиять на то, нападёт ли Россия на Украину. И на то что случиться потом - тоже не сможем повлиять. Не только с моральной точки зрения, но и в практическом смысле. А если не сможем на это повлиять, то не следует и ставить себе такие цели."
"...Тридцать лет нашей политики по отношению к России показали, что мы можем на что-то повлиять только когда концентрируемся на Украине, которая меньше, и лучше настроена по отношению к нам. И где события косвенно влияют на Россию."
Видео полного выступления, и конкретного ответа (начинается на 1:01:20) тут:
Click to view
* * *
Кстати, сегодня Байден наконец подписал закон о выделении помощи Украине, Израилю и Тайваню (а также потенциальной блокировке Тиктока). Его приняли в Сенате вчера поздно вечером. Выступая на церемонии подписания, Байден обещал, что первые поставки критической помощи дойдут до Украины "в течении нескольких часов".