Заметки о Панаме

Nov 15, 2016 02:02

Дельные советы насчёт Панамы давать бессмысленно. Вряд ли кто-нибудь из вас собирается сюда ехать. А если и собираетесь, то зря - почти ничего интересного в Панаме нет, и делать тут особенно нечего.



Самое интересное и уникальное в городе - это Панамский Канал, и его история. Про это я ещё отдельно папишу. А сегодня - мои заметки о Панаме.

* * *

Панама с гордостью называет себя Дубаем Латинской Америки. Они наверное думают, что это положительное сравнение. Но мы то с вами знаем, что Дубай это недогород в пустыне, где жарко и нечего делать. В этом плане Панама действительно на него похожа.



На самом деле такое прозвище город получил за то, что тут полно банков. Панама - финансовая и торговая столица.



* * *

Знакомство туриста с Панамой начинается с главного аэропорта страны - Токумен. Здесь штаб-квартира панамской авиалинии Copa. Здание терминала больше смахивает на торговый центр.



Зато на в нём есть небольшая капелла. Панама, как и остальная Латинская Америка - глубоко католическая страна.



Чтоб попасть из терминала в город надо ехать на автобусе (меньше $2), или такси ($20 - $30). Время в пути зависит от пробок - может быть от 20 минут до 2 часов. Как мы помним, уровень развития страны легко определяется по возможности доехать из аэропорта до центра на поезде. В этом плане в Панаме всё плохо.

* * *

В аэропорту банкомат потребовал $4 за выдачу денег с иностранного счёта.

"Совсем обнаглели!" подумал я. "Сниму в городе." К счастью у меня было с собой немного наличных долларов (как мы помним, именно доллары используются в Панаме в качестве купюр.)



Но оказалось, что банкоматы в городе ещё дороже! Все, как один, требовали с меня $5.25 за то, чтоб снять мои деньги! Оказалось, что тот первый четырёхдолларовый банкомат был самым дешёвым, что я повстречал.

* * *

Панама - город победивших небоскрёбов. В этом плане они несомненно переплюнули Дубай. Ведь несмотря на то, что там самые крутые небоскрёбы в мире, они стоят только в отдельно взятых районах города. А Панама практически вся высотная!



Особенно красиво это смотрится с воды - когда масса небоскрёбов сливается в одно целое, и отдельные здания не цепляют глаз.



Когда-то вот такая 14-этажка наверное казалась настоящей башней.



Но в сегодняшней Панаме она стала симпатичной коротышкой!



Панамские небоскрёбы - богатство разнообразия. Бывают очень замысловатые. Смотрите, какие башенки!



Или вот, самое знаменитое знадине в Панаме - Эль Торнийо, или Винтик. Башня выстроена в форме спирали.



Местные архитекторы обожают использовать ужасное голубое стекло, из-за которого все эти небоскрёбы похожи на пластмассовые дешёвки.



Строительство небоскрёбов тут продолжается по полной программе. Весь город в башнях-полуфабрикатах.



Ни одной по-настоящему красивой высотки я здесь так и не увидел.

* * *

В Панаме беда с тротуарами. Очевидно они никак не регулируются городскими властями, поэтому каждый хозяин устраивает перед своим зданием тротуар на своё усмотрение. Объединяет их лишь то, что все они узкие, неудобные, и полны препятствий.



Зачастую после каждого здания тротуар меняется. В смысле, что продолжается например на метр справа от туда, где был раньше, или на две ступеньки выше, или под навесом. Пройдя каждое здание пешеход должен на секунду задуматься - "А где тут дальше положено ходить?" Уверен, местные делают это автоматом, но я все три дня очень конфузился по этому поводу.



Это тоже тротуар! А чтоб по нему было приятней ходить, хозяева соседнего забора заботливо пристроили к нему острые штыри, наклонённые в сторону пешеходов.



А ещё в Панаме любят надземные переходы. Они тут многоэтажные и угрюмые, словно тюремные вышки в голливудских фильмах.



Любой город, где пешеходов заставляют так переходить дорогу, просто плюёт на своих граждан.

* * *

Недавно в Панаме открыли метро - оно заработало в 2014 году.



Пока что действует только одна линия из 14 станций, но систему планируют расширять. Пока что станции находятся в неудобных для туристов местах. Одна поездка стоит аж 35 центов! Правда ещё $2 берут за пустой проездной, но его надо только один раз покупать.



Метро пользуется у панамцев успехом.



* * *

Но главный транспорт пролетариата Панамы это автобусы. В городе есть система официальных автобусов, но они редко ходят.



Поэтому люди чаще пользуются маршрутками, которые предприимчивые панамцы называют "кооперативными автобусами". Маршрутки стоят доллар ( напомню, что в Панаме используют американские деньги), или если ехать на короткие дистанции - то 50 центов.



Самая круть местного транспорта - маршрутные автобусы, которые тут называют Дьяволами. Это такие раскрашеные автобусы, на которых в Северной Америке возят в школы детей. На них обязательно нарисовано что-то броское. Наверное в городе где-то есть мастерские, для разрисовки этих драндулетов. Они напомнили мне сумашедшие маршрутки города Паданга на Суматре.



Они ходят по двум маршрутам - Диабло Верде (Зелёный Дьявол) и Диабло Рохо (Красный). Цена проезда как в маршрутке, только размер больше. В каждом автобусе работает пара, водитель и зазывала. На остановках зазывала выпрыгивает и начинает громко кричать, куда едет автобус. Заталкивает людей внутрь, прыгает назад, и поехали дальше.



Эти Дьяволы набиваются битком. Пассажирам предлагают сидеть по пять в ряд (3 + 2) и ещё стоять в проходе.



Двери никогда не закрываются, чтоб зазывала мог продолжать кричать потенциальным клиентам даже на ходу. Ну и чтоб время не тратить.



Сперва я подумал, что "Дьяволами" эти автобусы назвали потому, что у них сзади две огромные трубы, в форме рогов.



Но один таксист посмеялся над моей гипотезой. "Просто они много народу сбивают," сказал он. "Вот и дьяволы!"

* * *

Такси, кстати, здесь дешёвое, главное, чтоб тебя за лоха не приняли. Счётчиков нигде нет, надо знать цену. Садишься, и говоришь - "Поехали в Биомузей за два доллара." Он ответит "Пять!" и через пару минут торговли вы сойдётесь на $2.50. Такси может быть небольшим:



А может и немаленьким.



* * *

Самое красивое здание в Панаме не небоскрёб. Это Биомузей. Посмотрите на этого яркого симпатягу! Это хаотичное нагромождение вам ничей стиль не напоминает?



Правильно! Это работа Фрэнка Гери! Он нам знаком по музею Гугенхайма в испанском Бильбао и EMP в американском Сиэтле. Как и в тех зданиях, архитектор играется с казалось бы случайными формами.



У Гери жена из Панамы, поэтому проект музея он городу подарил. Вы может быть подумаете - "Тогда понятно, почему его другие работы из сложных гибких поверхностей, а здесь всё плоскости да углы! Просто за работу не платили, вот он и схалрутил!"



Но это не совсем так. Характерные изгибы тут всё же есть, а главное, что прямые панели дешевле было строить. Очевидно Гери решил, что Панама не может себе позволить такую же "мятую" работу, которая ему свойственна.



* * *

Девочки:



* * *

Старый квартал (Casco Viejo) чем-то напоминает Гавану. Тут архитектура колониального периода, и можно встретить старые американские автомобили (правда советских, как на Кубе, я не видел).



Этот райончик совсем небольшой, неколько кварталов. Здесь активно реставрируются старые здания, и многие уже сейчас выглядят прекрасно.



Другие - не очень. Вернее очень не.



Когда-то тут ходил трамвай.



Старая католическая церковь.



Молодые симпатичные зазывалы перед дорогими (по панамским меркам) кафешками. Кофе здесь невкусный.



А вот тротуары такие же дурацкие, как и во всём городе.



К сожалению в Старом Квартале делать особо нечего. Тут есть с пол-дюжины интересных зданий, но всё это можно посмотреть за час.

* * *

Те, кто привык путешествовать по Европе наверное помнят, что там старый цент - это всегда самые приятные районы. В Латинской Америке это почти всегда наоборот. И если сам Старый Квартал в Панаме ещё как-то пытаются реставрировать, то сразу за его пределами начинаются трущобы и гетто. Здесь живут бедные панамцы, и вечером тут может быть небезопасно.



Бездомные спят на улице. Хотя у нас в Америке такого тоже полно.



На улицах в этих районах огромное количество полицейских. Они пытаются быть максимально заметны. Например их машины никогда не выключают мигалок. Здесь важно, чтоб люди знали - полицейские никогда не далеко.



Они всегда носят бронежилеты - панамская полиция ожидает худшего. Правда я за свой визит ни с какими проблемами не столкнулся. Но пару раз мне говорили - "Там небезопасно, вечером лучше не ходи."



Уличный общепит.



А вот мужики просто играют в домино на улице.



А эти - в шашки. Чтоб не тратить деньги на шашечный набор, крышечками от Кока-Колы играют против крышечек от воды.



* * *

Единственны пространства, где чисто, просторно и светло, где не надо думать, не попал ли ты в плохой район, это торговые центры.



Их в Панаме немало, и многие панамцы тусуют здесь целыми днями. После плохих тротуаров, опасных трущоб, и дивизий полиции в снаряжении как из видеоигр, можно прийти в такой центр, и немного расслабиться за чашечкой дорогого кофе.



Это ещё одно сходство Панамы с Дубаем - там тоже вся жизнь в моллах протекает.

* * *

В Панаме любят большие сиськи.



Если бог обделил, то всегда можно обратиться к доктору.



* * *

И напоследок, поговорим о панамских шляпах. Я всю жизнь чётко знал что такое панамка, и думал, что она родом из Панамы. Оказывается я в корне заблуждался! Вот так выглядела "шляпа панама" в советской армии. Я так понимаю, что в гражданский мир панамки попали именно через армию.



А вот так выглядит настоящая Панамская шляпа. Она соломенная, и похожа чем-то на ковбойскую. Вообще-то этот стиль шляп пришёл из Эквадора. Но во время строительства Канала, американцы привыкли ассоциировать их именно с Панамой, а потом и весь мир подтянулся.



Панамские шляпы здесь до сих пор продают на каждом углу туристам.



Сами панамцы их не носят.

панама, заметки, travel

Previous post Next post
Up