Дух древнего монашества Кн 2. Ч I

Mar 28, 2013 23:51


В продолжении О новом проекте! "Жизнь италийских монахов", Ч I, Ч II, Ч III, Ч IV, Ч V, Ч VI, VII, Ч VIII, Ч IX, Ч X, Ч XI

После субъективно-объективной паузы продолжаю путешествие по «Житиям» древних италийских отцов древней христианской церкви, известных в узких кругах как Патерик Римский или «Диалоги о житии и чудесах италийский отцов и о вечной жизни души» - сочинение Папы Римского Григория Великого (ок. 540-604 г.г. В славянской традиции - Григория Двоеслова).

Вторая книга начинается с повествования о житии мужа «достопочтенной жизни, по имени и благодати Венедикт (благословенный), который от самого отрочества хранил чистоту сердца». Чем дальше углубляешься в «Диалоги» Григория Великого, тем сильнее чувствуешь строгость агиографического канона и некую зависимость Папы от культурной среды своего неспокойного времени. Хотя агиографический канон и сложился лишь к X - XII вв. (поэтому ранним житиям свойственно большее формальное разнообразие), но определенная структура повествования дает о себе знать. Вот классический пример: «Чистотою нравов он возвышался над летами и не подчинял души своей никакой страсти; но будучи еще на сей земле, презрел уже мир с его прелестями как бесплодный, хотя по обстоятельствам мог бы свободно наслаждаться его благами».


Действительно, Венедикт Нурсийский (речь идет именно о нем) происходил из богатого рода и мог позволить себе роскошь и страстную жизнь, столь желанную многим его сверстникам, пусть и не обладающими соответствующими средствами. Будучи отдан в Риме для обучения премудростям и свободным наукам, он вскоре теряет к этому интерес и оставив родительский дом со всеми его богатствами: «пожелал угождать единому Богу и искал крова святой обители». Вполне традиционный канонический стиль, описывающий не столько внутреннюю жизнь молодого человека. Его экзестенциальный поиск Истины (сравните с «Исповедью» блаж. Августина или с тем как назвал исследователь Постной Триоди профессор И.А.Карабинов Великий канон - "покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского"), а некий иконописный образ - практически не уделяющий особого внимание личностной (психологической) автобиографии нашего героя Веры.

Дальнейший рассказ о разбившемся сите, которое по молитве святого вновь обрело свою целостность, мало что дает нам в понимании внутреннего духа Венедикта. Однако, один фрагмент заслуживает более пристального внимания. «Венедикт, желая лучше переносить зло мира, нежели похвалы, и лучше утомлять себя трудами для Бога, нежели надмеваться от благорасположения других людей, тайно бежал от своей кормилицы и устремился в более уединенное место этой пустыни, называемое Субиако, которое отстоит от Рима почти на сорок миль. В этом месте обилие холодных и прозрачных вод: они сначала собраны в широком озере, из которого потом вытекают рекою. Когда Венедикт бежал, то на пути встретил его один монах по имени Роман, расспросил его, куда стремится, и, узнавши его желание, не только сохранил его тайну, но и оказал помощь - дал ему монашескую одежду и после доставлял все, что было нужно. А муж Божий, пришедши на это место, заключился в самую тесную пещеру и в продолжение трех лет жил никому неизвестный, кроме монаха Романа». Перед нами, встает аскет в лучших традициях пустынного монашества, заложенного преп. Антонием Великим и его современником, преп. Павлом Фивейским.

Но, по заповеди Спасителя: "не может укрыться город, стоящий нa вершине горы", и скрывающегося от мирской славы преподобного Венедикта нашли местные пастухи. Сначала они приняли его за дикого зверя, поскольку одет он был в звериную кожу, но потом «переменили свои зверские мысли на сочувствие к нему. Таким образом, имя его сделалось известно всем, жившим в соседних местах; с того времени многие стали посещать его и, доставляя ему телесную пищу, получали из уст его для своих душ хлеб животный».

(продолжение следует … )

P/S. Под катом смотрите сканы  древних текстов (древнеславянский)

post
читать дальше













post
читать дальше












монастыри, история христианства, христианство и культура, монашество

Previous post Next post
Up