Русский СКАЗ ...

Jan 13, 2013 10:53


Считается, что в образах древних легенд, мифах, сказаний, сказок и былин, наиболее явственно проступает "душа народа". Переплетение разнообразных мотивов, с одной стороны, говорит о некой единой общечеловеческой потребности в символико-мифологической кодировки важнейших духовных символов, а с другой сама вот эта вариативность мотивов - выделяет особенность, неповторимость и индивидуальность неповторимого творчества того или иного народа.
С другой стороны, многое, из дошедшего до нас из глубин веков, не похоже на сказки и имеет все приметы исторических хроник. Легендарный граф Калиостро был вполне конкретным человеком. И во второй половине XVIII века вместе с супругой даже посетил Петербург. Вслед за газетами и устной молвой, которая всегда бежала впереди артистичного авантюриста или великого адепта, светская публика получила косвенное подтверждение того, что могущественный граф владеет если не тайной вечной жизни, то очень долгой молодости.
У нас таким, наиболее любимым для детей, наверное будет образ простодушного и доброго Ивана на печи. Это общенациональная потребность :) Когда русский человек лежит на печи, его не сдвинет с места ни жена, ни посланная государевым приказом войско, ни даже инопланетянам. Лежит русский человек на печи. Лежит день, два, три... Встает только, чтобы в окно глянуть - который день сейчас? Лежит, ничего не делает. Встал бы, что ли? Ситуация кажется совсем безнадежной, но в один загадочный день Иван все-таки начинает движение по направлению к двери. Зачем? Почему? То ли бедность достала, то ли царь вызывает к себе, то ли мир посмотреть, да себя показать. Да только отправляется Он в Путь, или в ...сказку!
От скудости и бедности, от лжи, печали и страдания, ведёт свой исток - человеческая жажда неизреченного, несказанного и волшебного богатства. Сказка - дитя, этой тоски по русской воли. Причем, если внимательно приглядеться, то мы увидим, что за чем бы то он не пошёл - этого нет в нашем мире! Жар-птица, Василиса Прекрасная (дочь Солнца), яблоки молодости и вечности и т.д. Одним словом, отправляется русский человек: "Туда не зная куда". Интересно, что и идет он "не долго, ни скоро", т.е. отправляется туда, где нет ни времени, ни пространства, и естественно, отправляется за тем чего нет...в этом мире. Сама вот эта неизвестность искомого, незнание пути и, собственно говоря, того что ищут - мощнейший двигатель поиска. Однако, отвращение от профанной жизни, где нет ни подлинного добра, ни подлинного зла, "нередко заставляют людей искать не только света, но и тьмы. Сказка знает и отмечает это опасное любопытство людей, не знавших горя, которые со скуки задаются вопросом: что я горя никакого не видал. Говорят: лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо. И находят лихо, подпадают его власти и терпят от него горе". /Е.Н. Трубецкой "Избранное" М. 1997 г. С. 401/.  Но все же куда он идет?
Идет он горами высокими, полями широкими, переплывает моря-окияны разные, встречает зверей диковинных и...упирается в дремучий лес. А там избушка на курьих ножках и ... само собой баба-яга. Причем, баба-яга не обязательно злая, а как правило носитель таинственных знаний и вечной мудрости, или как говорит сказка - ВЕЩАЯ, ВЕДУНЬЯ (ну реально, современная Википендия) :). Ведение - это внутреннее глубочайшее знание-очевидность. В словаре Фасмера мы не найдем такого понимания слова «ведать». «Ведать», это практически «знание»: от др. - инд. Vida - «знание», vidvan - «знающий» = «совесть». Правда, разбирая этимологию слова «ведун» и отождествляя его с «ведать», нам вдруг неожиданно является несколько иной смысл этого слова. А именно: др. - инд. «vidatham» - «познание, мудрость жрецов», «vidya» - «чародейство, магия», др. русск. синонимы: «вещун, знахарь». То есть это знание, скорее сакрального, священного чем знание обычного, профанного мира. Интересно, что русско-славянское слово «проповедь» происходит от славянского слова «ведение», означающее знание важных (священных) предметов, от корня «вед». От этого же корня происходят слова: «заповедь», «совесть», имеющие отношение к внутренней жизни человека.
"Фу, фу, фу - говорит она, - русским духом пахнет". Что такое? Что за дух? Дело в том, что "носитель" русского духа - живой, а "баба яга костяная нога" - Смерть. Как живому отвратителен смрад разлагающегося мертвого тела, так и мертвому...отвратителен запах живого человека. Одним словом, он встречает Смерть! Смысл...ты не сможешь пройти в иной мир, если не оставишь этот. Все просто.
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность ее сразу к двум мирам - миру мертвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии доцент Александра Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Ее избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее - со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» ‑ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI - IX вв.). Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мертвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы Яги, ‑ продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»).

http://iov75.livejournal.com/2246370.html

размышления

Previous post Next post
Up