В продолжении поста
Дух древнего монашества Ч I В этом рассказе (Папы Римского Григория Великого) повествуется о жизни Гонората, игумена Фундисского монастыря. Нужно сказать, что древние мало циклились на том, что сегодня мы называем - экзестенциальным катарсисом или трагедией человека. Может быть в силу агиографического канона, может быть по причинам иным, но их жизнеописания мало уделяют внимание - личностной автобиографии героя Веры. Эта странная «скупость», красной нитью проходит через всю (за редчайшим исключением. Как например, «Исповедь» блаж. Августина или «Божественные гимны» Симеона Нового Богослова) древнюю святоотеческую агиографию. Скажем, сегодняшнее повествование о жизни преп. Серафима (Роуза) или преп. Силуана (Афонского), куда более понятны современному любомудру, поскольку с лихвой компенсируют этот «недостаток». Они, как бы это сказать, более человечны. Слова древних просты, а сами они немногословны. Их «герои» иконописны, а личностно-интимные отношения между человеком и Богом, скрыты либо целомудренно заувалированы.
Всё что мы узнаем о юной жизни Гонората, лучшее свидетельство вышесказанному: «С отроческих лет любовь к воздержанию возжгла в нем любовь и к отечеству небесному. Долго уже он проводил такой образ жизни, что воздерживался от всякого праздного слова, много смирял плоть свою воздержанием...». Даже о чуде с выловленной рыбой (Гонорат отказался есть мясо во время пиршества), Папа Римский Григорий Великий рассказывает «буднично» и как о чем то само собой разумеющемся. Тоже самое, касается и чуда с оторвавшемся огромным куском скалы, катящемся с крутизны гор и грозившем разрушить монастырь и погубить его насельников. По молитве святого, огромный кусок скалы остановился «на самом обрыве горы». Лично меня, вот эта «будничность» чудес как-то подкупает и вызывает доверие. Но, вернемся к нашему герою.
«Как скоро слава о добродетельной жизни Гонората стала возрастать, он был отпущен своим господином на волю и в местечке, называвшемся Фунды, основал монастырь. Здесь он был руководителем почти двухсот отшельников, здесь жизнь его сделалась для всех образцом самой высокой жизни». Примечательно, что у святого Гонората (на что обращает внимание и дьякон Петр), не было, как это принято сейчас, духовника или руководителя старца. Св. Григорий Великий объясняет это так: «Но есть люди, которые получают такое внутреннее просвещение от Св. Духа, что хотя они и не пользуются внешним человеческим руководством, но зато постоянно присущ их духу внутренний наставник - Дух Святой». Это действительно удивляет. Однако, Папа предупреждает, что: «...люди нетвердые в добродетели не должны брать себе за образец этой, высшей обыкновенных законов, жизни святых мужей, потому что, в противном случае, кто-нибудь легко может возомнить о себе, что и он исполнен Духа Святого, станет пренебрегать человеческим наставлением и впадет таким образом в заблуждение. Впрочем, душа, исполненная Духа Святого, имеет в себе самые очевидные признаки этого преимущества, именно: высокую добродетель, соединенную со смирением, так что если сими качествами в совершенстве обладает душа, то это и служит очевиднейшим доказательством присутствия в ней Духа Святого».
А вот следующий герой повествования - благочестивый Либертин, уже «жил и воспитывался под руководством отца Гонората». Но о нем, в следующий раз.
(продолжение следует … )
P/S. Под катом смотрите сканы древних текстов (древнеславянский)
post
читать дальше
http://iov75.livejournal.com/2242057.htmlpost
читать дальше
В продолжении поста
Дух древнего монашества Ч I В этом рассказе (Папы Римского Григория Великого) повествуется о жизни Гонората, игумена Фундисского монастыря. Нужно сказать, что древние мало циклились на том, что сегодня мы называем - экзестенциальным катарсисом или трагедией человека. Может быть в силу агиографического канона, может быть по причинам иным, но их жизнеописания мало уделяют внимание - личностной автобиографии героя Веры. Эта странная «скупость», красной нитью проходит через всю (за редчайшим исключением. Как например, «Исповедь» блаж. Августина или «Божественные гимны» Симеона Нового Богослова) древнюю святоотеческую агиографию. Скажем, сегодняшнее повествование о жизни преп. Серафима (Роуза) или преп. Силуана (Афонского), куда более понятны современному любомудру, поскольку с лихвой компенсируют этот «недостаток». Они, как бы это сказать, более человечны. Слова древних просты, а сами они немногословны. Их «герои» иконописны, а личностно-интимные отношения между человеком и Богом, скрыты либо целомудренно заувалированы.
Всё что мы узнаем о юной жизни Гонората, лучшее свидетельство вышесказанному: «С отроческих лет любовь к воздержанию возжгла в нем любовь и к отечеству небесному. Долго уже он проводил такой образ жизни, что воздерживался от всякого праздного слова, много смирял плоть свою воздержанием...». Даже о чуде с выловленной рыбой (Гонорат отказался есть мясо во время пиршества), Папа Римский Григорий Великий рассказывает «буднично» и как о чем то само собой разумеющемся. Тоже самое, касается и чуда с оторвавшемся огромным куском скалы, катящемся с крутизны гор и грозившем разрушить монастырь и погубить его насельников. По молитве святого, огромный кусок скалы остановился «на самом обрыве горы». Лично меня, вот эта «будничность» чудес как-то подкупает и вызывает доверие. Но, вернемся к нашему герою.
«Как скоро слава о добродетельной жизни Гонората стала возрастать, он был отпущен своим господином на волю и в местечке, называвшемся Фунды, основал монастырь. Здесь он был руководителем почти двухсот отшельников, здесь жизнь его сделалась для всех образцом самой высокой жизни». Примечательно, что у святого Гонората (на что обращает внимание и дьякон Петр), не было, как это принято сейчас, духовника или руководителя старца. Св. Григорий Великий объясняет это так: «Но есть люди, которые получают такое внутреннее просвещение от Св. Духа, что хотя они и не пользуются внешним человеческим руководством, но зато постоянно присущ их духу внутренний наставник - Дух Святой». Это действительно удивляет. Однако, Папа предупреждает, что: «...люди нетвердые в добродетели не должны брать себе за образец этой, высшей обыкновенных законов, жизни святых мужей, потому что, в противном случае, кто-нибудь легко может возомнить о себе, что и он исполнен Духа Святого, станет пренебрегать человеческим наставлением и впадет таким образом в заблуждение. Впрочем, душа, исполненная Духа Святого, имеет в себе самые очевидные признаки этого преимущества, именно: высокую добродетель, соединенную со смирением, так что если сими качествами в совершенстве обладает душа, то это и служит очевиднейшим доказательством присутствия в ней Духа Святого».
А вот следующий герой повествования - благочестивый Либертин, уже «жил и воспитывался под руководством отца Гонората». Но о нем, в следующий раз.
(продолжение следует … )
P/S. Под катом смотрите сканы древних текстов (древнеславянский)
http://iov75.livejournal.com/2242057.html