Собственно, рецензий у меня написано довольно много. Раз уж понравилось - могу хоть каждый день выкладывать - минимум на месяц мой ЖЖ будет обеспечен контентом :) А если серьезно - сайт, где я их пишу, решил заняться редизайном и пока дизайн у них весьма фиговенький выходит. Пользоваться стало неудобно. Так что хоть здесь их сохраню, чтоб в случае чего оттуда уйти было бы не жалко. Сегодня - свежая рецензия, мартовская. Иллюстрации к ней - Олега Щупляка. Как минимум первая. Вторая просто найдена на просторах интернета.
2 марта 2015г. Моя оценка - 5 баллов (из 5).
Добро пожаловать на выставку картин по мотивам книги Кихару Накамура «Исповедь гейши». Выставка у нас, конечно, небольшая - всего три картины, но они отображают каждую из трех частей книги. Смею уверить, Вам понравится.
Есть такой стиль в живописи, когда на картине изображаются обыденные детали, но все вместе эти детали составляют нечто большее.
Эти картины написаны точно так же. Собственно, они лишь отображают строение повествования - казалось бы, просто изображено много мелких деталей, ньюансов, автор рассказывает о тех или иных людях или событиях, а в итоге из этого складывается единый, цельный образ.
К примеру, на первой картине изображены театр-ревю Симбаси, разные кимоно для разного времени года, личные гербы японцев, сумо, обычные принадлежности Нового года, формальности вхождения в семью. Но если отойти чуть подальше - пред Вами предстанет мир «цветов и ив» такой, каким он был в предвоенной Японии. В нем росли, воспитывались и жили гейши - прекрасные и умные японки, покорявшие сердца и владевшие умами. К сожалению, этот мир в настоящее время утерян, но его особенности, отличия и драгоценности сохранены. И здесь с ними можно познакомиться.
Картина вторая может показаться неожиданной - война, эвакуация, выживание в деревне на улитках и картофельной ботве. Такие детали как поездка в Токио с ребенком на спине, буквально на перилах тамбура переполненного поезда; муж, вернувшийся с войны с молодой женой и двумя дочерьми; новый состав Правительства, решивший закрыть все чайные и чуть не оставивший без средств к существованию четверть миллиона женщин, а заодно их детей и родных - складываются в образ новой Японии, возникшей в войну и продолжившей формироваться после капитуляции. Образ уродливый, неприглядный и - реальный, настоящий. Но гейша и в таких условиях остается гейшей - дамой, владеющей искусством беседы, умеющей найти подход к клиенту. И она не только выживает сама и выкармливает сына, мать и бабушку, но и выбирается из трясины, поднимается над ней. Оставаясь гейшей, используя свои навыки и развивая их.
Третья картина в корне иная - Америка 50, 60, 70 годов. Снова много деталей - ярмарки, выставки, магазин подарков и брачная контора. И люди, люди, люди. Но эта часть полна сравнений и противопоставлений Японии и Америки. Чувствуется, как тяжело Кихару приходилось на Родине. И, конечно же, складываются образы обеих стран.
Техника автора незамысловата, проста и доступна. Правда, кое-где отдельные моменты весьма смущают. Например:
Однако он был нем как рыба, так что никогда бы не проболтался ни о каком приеме или в другом заведении с гейшами
Так действительно нем или "нем как рыба" в том смысле, что не выдает секретов? Неудачное использование оборота приводит читателя к путанице.
Я хотела в свое последнее посещение Японии навестить его и уже предвкушала его язвительные замечания, но он взял и умер… ну не плут же!
Действительно, какой пройдоха!!
И ведь не понять - то ли это манера автора, то ли переводчик «удружил».
Многое, конечно, остается «за кадром». Так, процесса обучения гейш Вы здесь не найдете, как и моментов воспитания детей. Да и о многом автор сознательно умалчивает, прямо говоря об этом в послесловиях и ссылаясь на цензуру. Есть и несколько явных "прямых" умалчиваний из соображения "Это мое, личное". Так, история ее отношений с сыном вызывает много вопросов. Как, собственно, и причины, по которым автор решила оставить место гувернантки в так полюбившейся ей семье. Конечно, личная жизнь - святое. Кто ж спорит. Однако в процессе чтения нет-нет, да царапнет - не все автор рассказывает, далеко не все. Но в целом сложились весьма живописные, многоплановые картины. Все пытался охватить автор - детали быта, ньюансы в общении, элементы морали общества в то или иное время, правила поведения. Уделено внимание в том числе и традициям.
Так что не торопитесь, уделите внимание каждой, поразмышляйте над ними. Это того стоит.