(no subject)

Dec 18, 2017 10:40


приватно спросили, как я оцениваю Кустурицу. Ответилось компактно и довольно складно - пожалуй, воспроизведу здесь, чтоб не потерять. (Сразу скажу, что я не киновед и не кинолог, умных слов не знаю и все время норовлю лезть в окно при том, что дверь открыта. Да еще порой и не в то окно.)

Стало быть, мое, личное, субъективное исключительно, оценочное, а не описательное.

1. Первые самостоятельные фильмы К., снятые для сараевского телевидения ("Кафе "Титаник""(1979) и еще одна или две) -- это такое добротное кино, как бы сказать, региональной школы. Образцы такого , незаметного из-за рубежа, жемчуга, которого довольно много в разных кинопроизводящих странах - в Японии, в Нидерландах, в Англии, в Скандинавии, в Польше и т.п. ((Сюда же относится и почти все хорошее советское кино за вычетом работ полудюжины режиссеров, имевших международное признание). Это, как я понимаю, повседневная пища киноманов - разыскивать подобного уровня ленты и их смаковать.
2. Дальше был прорыв: три или четыре безусловных шедевра. Еще неуклюжий во многом "Помнишь ли Долли Белл?"(1981) , затем уже вполне безупречный "Папа в командировке"(1985) и сага "Дом для повешенных" (в нашем прокате "Время цыган", 1988). Разумеется, трудно четко сформулировать, почему эти ленты - шедевры, а, допустим, "Жизнь как чудо" (2004) - просто добротное жанровое кино, сомасштабное "Кафе "Титаник"", но снятое с большим размахом, разумеется. Попробую так: режиссер тут демонстрирует новый, собственный, не сводимый к предшественникам киноязык и этот язык во-первых лишен фальши в любом месте высказывания, во-вторых стопроцентно обусловлен - ты понимаешь, что то, что сказано, иным киноязыком не сказать. При этом режиссер позволил себе выступить в самом трудном, рискованном виде киноспорта - я имею в виду "Дом для повешенных". Это, если проводить литературные аналогии, такой кинороман - "Война и Мир", в котором можно следить за разными линиями сюжета на выбор, воспринимать разные (на вкус зрителя) лирические компоненты и т.д. Грубо говоря, "ВиМ" можно читать с середины второго тома до середины третьего - и вам будет интересно. А вот, к примеру, "Над пропастью во ржи" читать не с начала и не до конца - бессмысленно. Как-то так. К подобного рода фильмам относится, например, "Однажды в Америке" Сержа Леоне. Ну и опошляется это через производство сериалов, само собой. (У всякого художественного явления есть пошлый двойник).
Да, ну и нельзя не отметить фантастически талантливого исполнителя главной роли - актера-самоучку Давора Дуймовича , покончившего с собой в 1999 году. Кустурица, пишут, подобрал парня на какой-то бензоколонке и вывел в мировые звезды. Он был занят уже в "Папе...", но в полной мере оценить талант актера можно лишь в "Доме..." - не столько даже потому, что роль Перхана - главная, сколько по качеству сюжетного перевоплощения - поскольку фильм про взросление героя, мы видим это взросление во всем - в мимике, пластике и т.д.
Но вернемся к Кустурице.
Значит, дальше был снятая в США "Аризона дрим"(1993). Тоже очень хорошее лирическое кино, является ли оно мировым шедевром - затрудняюсь оценить. Может - да, может - нет.
3. Потом был сущий провал - "Андеграунд" (1995). Абсолютно надуманная , искусственная лента, немногие достоинства которой сводятся к повторению ранее изобретенных приемов.
4. Затем вышла "Черная кошка - белый кот".(1998) Хорошее кино, ценное прежде всего своей идеей. Это такая оперетта Кальмана, но без песен. И вот допетрить, что жизнь в Восточной Европе в начале 90-х отлично описывается в таком ключе - это дорогого стоит. (Попутно отметим изобилие киноцитат - из "Касабланки" и т.д.)
5. Про "Жизнь как чудо" я сказал, и наконец последний на сегодня фильм - "Завет". Это даже слабее "Андеграунда" - исключительно самокопирование с последовательным ухудшением. Смотреть совершенно незачем.

кино

Previous post Next post
Up