8 июня директор ГУК «Археологический центр Псковской области» Е. А. Яковлева, заведующий отделом полевых исследований ГУК «Археологический центр Псковской области» А. В. Михайлов, председатель Псковского отделения ВООПИиК И. Б. Голубева и я приехали в Себеж, на Замковую гору, на
место преступления.
На месте около 18 часов вечера мы застали главу Себежского района Л. М. Курсенкова, главу администрации города Себежа Г. А. Малютину, а также (совсем уж неожиданно для нас) руководителя секретариата губернатора области А. Н. Захаренко. Судя по всему, утренние события побудили находившегося в Москве А. А. Турчака отправить на место происшествия своё доверенное лицо. Тут же был настоятель Себежского Троицкого храма о. Пётр, дом которого - крайний при всходе на площадку детинца Себежского городища, где и разворачивается драма.
Еще на подъезде к городу мы узнали, что примерно за полчаса до нашего приезда по указанию главы района Курсенкова пространство между стенками ямы и опалубкой, опущенной в котлован, было засыпано землей с помощью бульдозера. Соответственно, застать
стратиграфию земельного слоя и сфотографировать ее мы уже не могли.
Мы предполагаем, кто мог дать г-ну Курсенкову рекомендацию, что именно и как именно делать при попытке замести следы преступления. Но это на самом деле ничего юридически не меняет в уже произошедшем.
Опалубка ямы была скреплена и закрыта сверху наспех прибитыми досками.
Было видно, что общаться с нами господа себежские администраторы не просто не намерены, а категорически не желают.
Я подошел к А. Н. Захаренко (утром, когда стало известно о происходящем в Себеже, я уже общался с ним несколько раз по телефону) и мы стали обсуждать «картину».
Через пару минут Л. М. Курсенков отошел от своей группы и подошел к нам. Я не мог не задать ему один вопрос: «Леонид Михайлович, скажите, как могло случиться, что вы, получив еще 26 апреля письменное указание из госкомитета по культуре о незаконности работ, допустили здесь всё ЭТО?!». Леонид Михайлович посмотрел на меня с искренней яростью. «Я не намерен вступать с вами в дискуссию!» - проговорил он. - «Леонид Михайлович, да вы ни с кем не намерены вступать в дискуссию, именно поэтому здесь происходит то, что происходит!», - ответил я. - «У меня колхозное образование!», - неожиданно выпалил Курсенков, давая таким образом понять, что читал
статьи в
«Псковской губернии». - «А я учился в пединституте. И что?», - ответил я ему. - «Я не нарушил никаких законов! Мы встретимся с вами в суде!», - почти крикнул Курсенков.
Если можете представить себе одновременно на лице человека злобу, ненависть и ярость, то как раз таким было в тот момент лицо главы Себежского района. Можно было подумать, что именно я почти два месяца вел на Замковой горе незаконные работы, закопал в землю памятный знак на месте основания Себежа, уничтожил навсегда огромный кусок культурного слоя, а всех несогласных со своими действиями назвал «изгоями» и «лжецами». - «До встречи», - проводил я взглядом несостоявшегося собеседника.
А. Н. Захаренко безуспешно пытался остановить Л. М. Курсенкова. «Мы приняли все ваши заявления и сигналы», - без особого повода примирительным тоном сказал мне Захаренко, пока Курсенков еще находился рядом.
В это время И. Б. Голубева общалась с о. Петром. «Я не понимаю, какой тут может быть слой?! Что за слой?!», - искренне недоумевал настоятель прихода. Ирина Борисовна, искусствовед, родившаяся и учившаяся в Ленинграде, главный специалист института «Спецпроектреставрация», со свойственной ей вежливостью отвечала: «Отец Пётр, так для этого надо сначала учиться шесть лет, потом пять лет просидеть в земле, и тогда будете различать слои. Этому учат, как и всему другому».
В этот момент к ним подошел Л. М. Курсенков. «Идите к своему духовному отцу!», - выпалил он, глядя на И. Б. Голубеву. «К кому?», - не поняла Ирина Борисовна. Курсенков ткнул рукой в мою сторону. Голубева рассмеялась: «У меня другие духовные отцы!». И добавила: «Леонид Михайлович, в Вашей должности Вы должны знать законы Российской Федерации». После этих совершенно справедливых слов избранный глава местного самоуправления Себежского района… плюнул себе под ноги и пошел в сторону машины.
Голубева осталась стоять в изумлении.
Г. А. Малютина за всё это время не произнесла ни слова.
Пока шли все эти весьма динамичные диалоги, археологи Е. Яковлева и А. Михайлов начали осмотр места происшествия.
Оглянувшись в какой-то момент, Елена стала искать глазами Л. Курсенкова и Г. Малютину, она хотела с ними поговорить. Директор государственного учреждения культуры, государственный служащий, фактически главный государственный археолог Псковской области, Яковлева была готова спокойно и профессионально пообщаться с местными руководителями, объяснить, рассказать, посоветовать. Я знаю Елену Яковлеву почти 30 лет, с институтских времен. Она будет доброжелательно делать шаги навстречу до последнего, поможет, подскажет, ответит на вопросы. Общаться с ней профессионально интересно и эмоционально приятно. Елена умна, талантлива, открыта.
Она была уверена, что сможет переговорить с себежскими чиновниками.
Ведь надо как-то выходить из тупика.
Но когда она отвела глаза от представшей ее взору трагической картины, их и след простыл.
+ + +
На Замковой горе мы застали в буквальном виде руины истории.
Культурный слой никогда не изученного Себежского городища был превращен в гору земли.
Никакому методически корректному изучению он уже не подлежит. Но более часа Елена, Александр, Ирина Борисовна и помогавшие им Людмила и Алексей Трашковы просеивали эту молотую землю в поисках хоть каких-то признаков остатков материальной культуры.
Это примерно то же самое, если пропустить мясо через мясорубку, а потом попытаться вернуть его в состояние живой коровы.
Перемолото всё: глиняные линзы, древесина, остатки строений.
Живая история Себежа превращена в пыль.
Кое-что нашли, конечно. После фотосессии публикую здесь составленный на месте происшествия полный текст «Акта осмотра объекта культурного наследия «Замковая гора» в г. Себеже», там упомянуто основное. Акт тем же вечером был передан в местное отделение полиции для приобщения к ранее поданному Александром Михайловым заявлению о возбуждении уголовного дела по ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»).
Фотографии сделаны мной с 18.37 до 20.37 мск.
Уехали мы в Псков почти в полночь, совершенно опустошенные, как с похорон.
+ + +
15 июня в Себеже в связи с чрезвычайными событиями будут губернатор А. А. Турчак, профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки России, заведующий отделом Института истории материальной культуры Российской Академии Наук
А. Н. Кирпичников (заместитель Турчака в Псковском Общественном совете по культурному наследию), эксперты, псковское чиновничество. Мы также приглашены к участию в поездке. На месте обсудим ситуацию как она есть сейчас и все варианты выхода из нее.
Акт осмотра объекта культурного наследия «Замковая гора» в г. Себеже
8 июня 2011 г., г. Себеж
8 июня комиссией в составе:
Яковлевой Е. А., директора ГУК «Археологический центр Псковской области», аттестованным экспертом по проведению историко-культурной экспертизы;
Михайлова А. В., начальника отдела полевых исследований ГУК «Археологический центр Псковской области»;
Голубевой И. Б., председателем Псковского регионального отделения ВООПИиК, членом Общественной палаты Псковской области, экспертом Национального Союза Экспертов,
проведено обследование памятника археологии, объекта культурного наследия регионального значения «Городище и посад XV-XVII в. (Замковая гора)» в г. Себеже.
Необходимость осмотра была вызвана сообщениям СМИ о продолжающихся незаконных земляных работ на объекте культурного наследия.
На момент осмотра (18.00 час) на территории памятника отсутствовали исполнители работ. После актирования нарушения, зафиксированного А. В. Михайловым 24.05.2011 г. (заявление Михайлова А. В. в Себежское РОВД с приложенным Актом о нарушении), связанного с несогласованными в законном порядке, работами по рытью и заливке траншеи по периметру мысовой части памятника нами зафиксирован факт продолжения несогласованных в законном порядке земляных и строительных работ.
На территории объекта культурного наследия, в центре мысовой части Замковой горы вырыт котлован размером 4,2 м х 5,2 м, глубиной 1,7 м. В котловане выполнена опалубка, имеющая размеры в плане: 3,2 м х 2,8 м. Пазы между опалубкой и стенками котлована заполнены обратной засыпкой грунта.
К югу от котлована расположен отвал, сформированный переотложенным культурным слоем из котлована.
При поверхностном обследовании отвала обнаружены отдельные фрагменты гончарной средневековой керамики, кованые гвозди, скобы, свинцовая товарная пломба XIX-XX вв., фрагменты человеческих костей, истлевшее дерево, угли, обрывки кожаных ремней, ременная сильно корродированная металлическая ременная пряжка.
Обращает внимание наличие в отвале и вдоль трассы ранее выкопанной траншеи (ныне заполненной цементом) большого количества кусков обожженной глины со следами примыкания к ровным и (или) деревянным поверхностям, возможно, связанными с остатками древних укреплений.
В Ю-З углу котлована, на глубине ок. 1 м от современной дневной поверхности, прослеживается угол каменного фундамента неизвестного сооружения, основная часть которого находится за пределами ямы.
В результате зафиксированного нарушения на территории объекта культурного наследия ему нанесен значительный ущерб, нарушены нормы и правила, регламентирующие проведение работ в границах территории объектов культурного наследия (ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Генеральный План г. Себежа), уничтожены историко-культурные отложения средневекового городища.
Работы продолжаются вопреки неоднократным предписаниям Государственного комитета Псковской области по культуре - органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере охраны историко-культурного наследия выдавать предписания об остановке работ.
Яковлева Е. А., директор ГУК «Археологический центр Псковской области»
Михайлов А. В., начальник отдела полевых исследований ГУК «Археологический центр Псковской области»
Голубева И. Б., Председатель Псковского регионального отделения ВООПИиК, член Общественной палаты Псковской области
upd от 15 июня: публикация в "Псковской губернии" по следам событий 8 июня 2011 г.:
На руинах истории
На Себежском городище сознательно и варварски уничтожена значительная часть культурного слоя при незаконных работах по возведению железного креста
8 июня в «Псковской губернии» вышла в свет третья публикация о судьбе Себежского городища (Замковой горы), где местными властями в нарушение норм федеральных законов вот уже почти два месяца производятся земляные и строительные работы по так называемому «благоустройству» - предполагается возвести в центре городища железный крест с мечом на постаменте, общей высотой более 10 м [
1 ]. К моменту публикации материала в адрес главы Себежского района Леонида Курсенкова было направлено три предписания государственного комитета Псковской области по культуре (31 мая, 3 и 7 июня) о немедленной остановке работ на Замковой горе. 7 июня госкомитетом по культуре было подано заявление в мировой суд в Себеже о признании незаконными и отмене решений себежских органов местного самоуправления о «благоустройстве Замковой горы». Но создавалось впечатление, что каждое предупреждающее действие побуждало себежские власти не задуматься и остановиться, а ускориться. Должностные лица городского и районного самоуправления в Себеже пошли вразнос. Они приступили к планомерному и демонстративному уничтожению Себежского городища любой ценой, с особой жестокостью и цинизмом. Как оккупанты.
далее