Смуравьёво-2: жизнь после смерти

Nov 26, 2020 11:46


С народным депутатом Добручинской волости Гдовского района от «Яблока» Константином Горожанко обошли посёлок Смуравьёво-2 - едва ли не самое больное место в Гдовском крае.



Ещё до Второй мировой войны (начиная с советско-финской) здесь базировался 54-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС 7-й армии, а с 1960 года начался расцвет военного городка: здесь базировался 722-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк (с 1976 года - 722-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, с 1989 года - 722-й бомбардировочный авиационный полк) на самолётах МиГ-15 (до 1960 г.), МиГ-17 (1960-1968), Су-7БМ (1968-1974), МиГ-23Б (1974-1975), МиГ-23БН (1974-1977), МиГ-27 (1975-1989), Су-24 (1989-1994), Су-24М (1990-2009).

Взлётно-посадочная полоса аэродрома протяжённостью 2500 м позволяла выпускать и принимать практически все типы самолётов.
Весь цвет советской бомбардировочной авиации взлетал из Смуравьёво. В середине 1950-х годов и затем уже в постсоветское время в городке велось масштабное жилищное строительство, число жителей посёлка превышало 2600 человек. Работали школа, детский сад, дом офицеров (один из крупнейших в области домов культуры), госпиталь, стадион, кафе-рестораны, магазины.

В 2009 году Министерство обороны ликвидировало авиационную базу и посёлок в одночасье опустел. Большая часть самолётов перебазировалась в Мончегорск, а несколько десятков оставшихся на земле неторопливо разделывали на месте.



Число жителей сократилось в 3 раза, половина из нынешних около 800 - военные пенсионеры, хорошо помнящие расцвет городка.

Пять лет посёлок буквально висел в воздухе - Министерство обороны словно забыло о своём имуществе, как и о людях, здесь оставленных. Исключили из списков, сняли с учёта, словно и нет никого.

В 2014 году весь жилой фонд Смуравьёво и котельную при нём передали на баланс Гдовского района - не приведя в порядок дома и не выделив ни рубля на переустройство городка на мирную жизнь.

Никакой государственной концепции переустройства бывших военных городков в России нет. Люди оставлены на выживание, словно заслужили такое испытание. Все постройки середины 1950-х голов выглядят как дома зомби. Заходить в них смертельно опасно.

В котельной угольные котлы постепенно поменяли на котлы, которые можно топить дровами с углём вперемешку (белорусского производства 2009 года), их нынче пять. Отапливается весь населённый жилой фонд, вне зависимости от числа жильцов в доме. Почти 200 квартир в пятиэтажках не заселены, за их отопление платит боле чем скромный районный бюджет. При холодах ниже 10 градусов в сутки котельная потребляет около 60 кубов дров. Промышленной механизации на котельной нет, колка дров осуществляется на двух агрегатах, созданных местными самоделкиными. Без них посёлок замёрз бы.



Бывшая директор управляющей организации собирала миллионы рублей с жильцов наличными и не оприходовала в кассу, выписывала себе такие же миллионные средства под отчёт и не возвращала. Бывшего главу района всё устраивало, а широкий наличный поток денег, очевидно, был живительным. Оба подписали договор и акт о демонтаже аварийного и смертельно опасного дома офицеров, руины которого по-прежнему стоят на своём месте при въезде в городок, никто к ним не прикасался. Перед руинами - замерший (правильнее будет сказать умерший) на постаменте МИГ-21 - тень минувшей боевой славы.



Бывшего главу района в 2017 году отстранили от должности после возбуждения пяти уголовных дел по коррупции, а бывшую управляющую поселковым ЖКХ уже после смены власти с трудом отстранили от должности, через суды, а после возбуждения уголовного дела по мошенничеству лишили статуса депутата местной волости. Оба «героя» были выдвинуты «Единой Россией».

Выборы главы района в ноябре 2017 года выиграл Юрий Павлов, выдвинутый Псковским «Яблоком». В день вступления в должность, 21 ноября, директор управляйки «Смуравьево-2» на моих глазах подошла к избранному главе и торжественно сказала: «Юрий Сергеевич, дров осталось на 48 часов». И удалилась.

В Смуравьёво осталось три места, где есть работа: школа в одноэтажном приспособленном здании на 12 окон, котельная (сердце местной жизни) и магазин. От трассы Гдов-Сланцы в Смуравьёво через деревню с волшебным названием Любимец (это второе, народное, название военного городка) ведёт четырёхкилометровая военная бетонка, по которой без жалости ездил только военный транспорт. Чтобы привести эти 4 километра в нормативное состояние, нужна полностью новая дорога за не менее чем 70 млн руб.

В посёлке живут около 60 детей детсадовского возраста, но приспособленный в двух квартирах садик закрыли из-за несоответствия нормативам.



Куда ехать людям? Нет ответа. Люди пытаются благоустроить это брошенное армией пространство: клумбы, скамейки, фонтанчик.

Юридически за всё жизнеобеспечение посёлка отвечает сейчас Гдовский район. Смена директора управляющей организации привела к тому, что в квартирах впервые после 2009 года стало тепло, а запасы дров теперь почти на всю зиму.

Выделить деньги на ремонт дороги в Смуравьёво может только областной бюджет. От него же зависит воссоздание хоть какой-то инфраструктуры жизни в посёлке. Федеральные власти от бывшего места военной силы отстранились напрочь. Как поддерживать жизнь почти тысячи человек в городке, где нет никакой экономики, не знает никто.

На выборах сельских депутатов в сентябре 2020 года в пятимандатном округе, куда входит Смуравьёво, прошли 2 депутата от КПРФ, один от «Яблока» (Константин Горожанко) и 2 самовыдвиженца. «Единая Россия» не получила ни одного мандата.



БОЛЬШЕ ФОТО ЗДЕСЬ.

Псковская область, Смуравьёво-2, Гдовский район, Россия, военный городок, Константин Горожанко, Юрий Павлов

Previous post Next post
Up