ПОСТОЯНСТВО vs. НЕПОСТОЯНСТВО.

Mar 31, 2004 23:59

*
"ДВОЙНОЕ НЕПОСТОЯНСТВО", Д.Черняков, "ГЛОБУС", Новосибирск, 2003г. (10)

Традиционный для этого режисcера/художника прием - комната на сцене (малый объем в большом объеме). В данном случае комната за стеклом - комната Кафки или красная комната Линча, там искривлено пространство и смешано время - современные герои (пиджаки мажоров, рюкзаки совков) и сказочная "европейская" придворная жизнь + мебель эпохи Мариво). В комнату сажают двух простаков-влюбленных Сильвию и Арлекина. Зрители находятся в большом объеме, придворные тоже иногда выходят из-за стекла в большой объем и вместе с нами наблюдают, что происходит в комнате. Комната освещена, а их фигуры снаружи в полутьме выглядят зловеще. Они шепотом обсуждают проблему и придворная дама-политтехнолог предлагает путь решения. Развести лохов оказывается совсем нетрудно (даже странно, что на это тратится столько времени и сил - в этом первая загадка спектакля - "зачем?"). Жертвы - простодушны, провинциально грубы - в общем "сами виноваты". Чем дальше, тем больше в зале очагами возникает смех. Причем это не только смех "вместе с режиссером и актерами" (смех от восхищения театральными приемами), это смех над персонажами и в режиссерской партитуре спектакля такая реакция зала очень умело используется. Тем более, когда в первых рядах сидят мажоры в дорогих черных костюмах, очень похожие на придворных "шкафов" из спектакля.

У Мариво есть пьеса "Торжество любви", в данном случае продемонстрировано "Торжество технологии". Сработало как часы, мажоры добились всего, чего хотели - и в тот же миг игра закончилась. Изо всех щелей повылазила обслуга и стала быстро разбирать декорацию и скатывать пушистый белый ковер. Несчастные одураченные лузеры растерянно бродят по комнате, путаются под ногами, они уже никому не нужны, "кино снято!". И в этот момент режиссер дают вторую загадку - Сильвия выбегает из комнаты, "из-за стекла" в зрительный зал, берет камень и ... разбивает стекло. Поначалу казалось, что ПОСТОЯНСТВО (ум, сила, хитрость, твердость) за явным преимуществом победило НЕПОСТОЯНСТВО (чувства, слабость, простодушие, мягкость). Но у проигравших оказывается есть последнее средство - булыжник, они могут разрушить правила игры, выйти за пределы. Известная цитата из "Дао дэ цзин": "Слабость велика, а Сила - ничтожна" и значит есть надежда "то, что отвердело - не победит".

театр, Черняков

Previous post Next post
Up