.
2023-й театральный закончился тремя спектаклями, специально подобранными к новому году.
И все три удались.
«КЛОУНЫ», А.Толстошева, ОКОЛО, Москва, 2023г. (9)
«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО», И.Поповски, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2023г. (9)
«ЗОЛУШКА», Е.Малая, МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 202?г. (7)
Клоуны, хоть и названы в мужском роде, спектакль женский. Режиссер-женщина и почти все роли клоунов играют актрисы. Где, как не в этом театре, решать клоунскую темы таким образом, ведь здесь работают выдающиеся актрисы клоунессы Лилия Загорская и Наталья Рожкова. Актрисы следующих поколений Мария Погребничко, Екатерина Кирчак, Елена Павлова, Татьяна Лосева, Ольга Бешуля, Саша Толстошева фирменные секреты мастерства унаследовали. Особенно хороша главная пара, классическая клоунская Белый (Мария) и Рыжий (Екатерина). Только здесь Белый представляет характер сильный, твердый (Погребничко прирожденный лидер), а Рыжий - слабый, шаткий (у Кирчак редкое амплуа актрисы "в страдательном залоге").
Ну и Бешуля - очень крупная, очень яркая.
В спектакле участвуют еще два актера, две мужские роли (мужчины в женском спектакле - мужчины глазами женщин). Игорь Михалев играет Игорька (то есть даже не мужчину, а мужчинку, долговязого забавного, трогательного, идеальный мужчина - мужчина-ребенок), а Даниил Богомолов играет мужчину с большой буквы. Он здесь единственный не клоун, в программке обозначен мужским словом шпрехт-штал-мейстер. А по сути это мужчина-начальник (в женском коллективе). Его тема - как же меня достали эти бестолковые бабы подчиненные! Уволить бы их всех к чертям собачьим!
-
В вахтанговском «Обыкновенном чуде» театральное чудо случилось. Постановка вполне выдерживает сравнение с знаменитым фильмом Марка Захарова, который казалось бы закрыл тему (как можно сыграть сказку по-взрослому). Здесь тоже сыграли по-взрослому, но совершенно по-другому.
Как говорят, актеры в старых советских фильмах с каждый годом играют все лучше и лучше. Соревноваться с ними бесполезно, поэтому надо разворачивать пьесу в другую сторону, делать другие акценты. В фильме Леонов и Миронов перетянули значительную часть внимания на себя, а Иван Поповски выдвинул на первый план (и за пределы сказки) три параллельные любовные линии, три пары (отражаются одна в другой). Волшебник (Хозяин) и его жена. Медведь и Принцесса. Эмиль и Эмилия. А линия королевской свиты ушла на периферию, то есть осталась сказочной.
В спектакле почти на все роли по два состава исполнителей. В том, что достался мне, во всех любовных парах актрисы переиграли актеров. И если у Хозяина (Леонид Бичевин) и Медведя (Николай Романовский) не такой уж большой отрыв от партнерш (Яна Соболевская и Полина Рафеева соответственно), эти дуэты сложились, то в третьей паре сложился только музыкальный дуэт (песню "Ах, сударыня" они исполнили прекрасно, как вставной номер), но не театральный (Евгений Князев как-то совсем не органичен, Юлия Рутберг играет за двоих, прекрасно играет, роль значительно расширена в сравнении с фильмом, где играла Екатерина Васильева, но все-таки для полноценного раскрытия темы нужен партнер).
Хочется посмотреть другие составы, в надежде что другие исполнители развернут спектакль по-другому. Единственная, кто мне здесь показалась абсолютно незаменимой - Соболевская. Это главная удача спектакля, и главный актерский прорыв, и фактически главная роль (текста в этой роли немного, но интонация, пластика, осанка, походка, действительно Хозяйка). Не представляю на этом месте никого другого.
-
"Золушка" это уже не первый новогодний подарок москвичам от Валерия Гергиева. На прошлый новый год была «Итальянка в Алжире» тоже в полусценической версии. Но если тот спектакль был поставлен в стиле «крокодилы, пальмы, баобабы» и был украшен Ильдаром Абдразаковым, то «Золушка» поставлена значительно тоньше и изящнее. И оркестр играл очень тонко и изящно. Каждый инструмент выделялся, каждый радовал слух, все хороши.
О всех певцах такого не скажешь. У сестер не очень сильные голоса и во всех ансамблях (кроме последнего) они «пропадали» (зато сложилась замечательная актерская буффонная пара, одна сестра корпулентная, другая совсем крохотная), Принц тоже в середине спектакля стал куда-то «пропадать».
Зато баритоны-басы были на высоте, а главное Золушка (Цветана Омельчук) и хороша собой и разливалась соловьем.
Постановка несмотря на явную полусценичность, воспринималась вполне полноценной театральной работой, просто «такой театр». Не полу-театр и не полу-режиссура (от пониженной бюджетности и повышенной транспортабельности). Единственно, хотелось бы больше содержательности (не в ущерб буффонности). Эта Золушка с самого начала была принцессой (ни золы, ни лохмотьев и следовательно никакого драматизма и никакого чуда преображения). А хочется чуда, особенно под новый год (особенно под 2024-й) !
.
Всех, кто дочитал до этого места, поздравляю с наступающим 2024-м годом!
Увидимся в театре!