Спортзалофобия

Dec 18, 2023 00:28

*
«БОРИС ГОДУНОВ», П.Шерешевский, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2023г. (6)

Это очень зрелищно, очень эффектно. Актерам поставлены интересные задачи и все актерские работы прозвучали, первачи (Гордин, Коваленко, Беляев) развернулись во всю мощь, а Стеклов в роли Отрепьева так просто выстрелил.

Однако эффектные режиссерские приемы постоянно напоминают кого-то из больших - дети из «Леса» Серебренникова, закулисное пространство и видеосъемка из «Федры» Жолдака.

Но главное однако даже не в этом, не в форме, а в содержании, которое укладывается в один тезис про «единое пятно на совести» (с этих слов Годунова спектакль начинается, ими заканчивается, а между ними его сон). И оттого чувство, что гора родила мышь, проповедь «давайте жить по совести», обращенную не «к себе», а «к ним», вовне театра.

Да и не волнует по настоящему режиссера ни тема власти, ни тема совести. Главное и самое живое чувство, что я увидел в спектакле, это отвращение. Отвращение «ботаника» к спортзалу. Такое специфическое интеллигентское отвращение ко «всему этому спортзалу» - к шведским стенкам, матам, коням и козлам, к мячам баскетбольным и для настольного тенниса, к спортивным брюкам и спортивным шапочкам, к кроссовкам, к физкультуре, как таковой, ко всему этому мачизму (к мужскому началу «Ян»), к медведям, к водке, к сексу, к школе (и к учителям и к ученикам), к строю, к власти, к государству, к автомату Калашникова, к Высоцкому, к Пушкину.

Ко всему этому «спортзалу» под названием жизнь, которая пахнет потом и не соответствует нашим высоким нравственным идеалам и нежным эстетическим чувствам.

театр, ТЕАТР НАЦИЙ

Previous post Next post
Up