.
«ЗОЛОТО РЕЙНА», Д.Черняков, Берлинская государственная опера, 2022г. (7)
Поначалу кажется, что ни уму ни сердцу, но смотрится интересно.
Интересно следить за немым кино под такого тапера (под великолепную музыку исполняемую великолепным дирижером), то есть разгадывать параллельный черняковский сюжет, сам по себе, вообще без привязки к словам, которые произносят (поют) действующие лица и соответственно без интеллектуальной игры в бисер с оригинальным вагнеровским сюжетом.
Время действия - вчера, не-далекое прошлое, не допотопные времена из древнегерманской мифологии, но и не «наши дни», - телефоны с дисковым набором, длинные волосы, яркие костюмы и прочие «звуки тишины» Херманиса. Это задает новую рамку условности, приближает к современности, но не вплотную, дистанция все же сохраняется, а это пространство для игры.
Место действия - некое учреждение (фирма или научный институт). Директор Вотан, которого сразу опознаешь - он и выглядит и ведет себя как директор, массивный, вальяжный, надутый, самовлюбленный. Помошник директора Логе - проныра (хитрый еврей при губернаторе). Руководство разной степени внушительности. Два строительных подрядчика Фафнер и Фазольт явно мафиозного вида (берут одну из сотрудниц в заложницы).
На верхнем этаже переговорная, конференцзал, рядом лаборатории. Внизу - на минус первом этаже, клетки с кроликами, на минус втором комнаты с людьми (видимо тоже подопытными или пациентами).
Психопат Альберих играет с русалками (медсестрами) в своем воображении, энцефаллограмму снимают для исследовательских целей, но в какой-то момент Логе предлагает Вотану использовать Альбериха для решения проблемы с подрядчиками и этот трюк удается, заложницу вернули, да еще и перессорили Фафнера с Фазольтом (разборка с применением огнестрельного оружия здесь же в преговорной).
Вся мужская компания показана как набор карикатур - явно сатирически, без психологических глубин, но с яркими внешними эффектами.
Самовлюбленный обожающий дорогие цветные костюмы пан директор с эффектной седой прядью в волосах и брезгливыми минами, когда опускает взор на нижестоящих. Говорит, то есть поет, басом.
Помошник Логе - очкарик, веселый циник, поет тенором (выбор Роландо Вильясона на эту роль очень точен - южная подвижность контрастирует с североевропейской основательностью).
Альберих то ли пациент, то ли психопат-ученый, изобретатель вечного двигателя, кольца всевластия и философского камня, превращающего металлы в золото.
Афропевец в роли Фро воспринимается больше не как дань политкорректности, а как пародия на политкоректность (колор-блайнд-кастинг британского театра).
Самое интересное, даже захватывающее - это переговоры (сложные, напряженные, в два этапа). Сшибка двух команд - сшибка воль, хитрости и напора, переговорных стратегий и импровизаций, искусство торга. Это очень зрелищно, это заводит и притягивает внимание.
Содержание переговоров не так важно, важны чувства (эмоциональный ряд, подкрепленный музыкой) и постепено параллельные прямые (вагнеровская и черняковская) совершенно неожиданым образом начинают пересекаться, сталкиваться и искрить. В одной из рецензий отмечают подлинность чувств в сцене расставания Альбериха с кольцом власти («войдёт в хрестоматии как художественное откровение этой постановки, и здесь нужно отметить без преувеличения выдающуюся работу исполнителя роли обиженного карлика Йоханна Мартина Крэнцле»).
Но для меня откровением было другое расставание с кольцом - сцена расставания Вотана с кольцом власти. Самая драматически напряженная сцена и самая человечная, в один миг плоская сатирическая картинка прорвана и на сцене оказывается сложный живой человек, крупный, матерый человечище - его колебания и его решение, его умение собраться в нужный момент, обуздать себя, прислушаться к совету (Эрда воспринимается как его «бывшая», которая взяла слово в критический момент и помогла), и наконец сделать эффектный поступок, выигрышный ход. За внешними, немного комичными атрибутами верховности оказались капитальные основания, воля, инстинкт власти и инстинкт публичности.
Верховный проявил свою верховность, власть как ответственность, умение взять решение на себя и показать это в явном виде, предъявить.
И здесь нужно отметить без преувеличения выдающуюся работу исполнителя роли верховного Михаэля Фолле. И это только его самый первый прорыв, он развернет образ с недюжинной силой и на бездонную глубину в следующей части тетралогии. Там у директора наконец появится достойный собеседник, партнер для диалога - любимая ученица (Брунгильда - Аня Кампе).