*
«ЧАПАЕВ И ПУСТОТА», М.Диденко, ПРАКТИКА, 2016г. (10)
Книгу не читал. А все равно когда смотрел спектакль, ловил себя на чувстве узнавания. Книга настолько популярна, что все равно просачивается в сознание через цитаты, ссылки, пелевинская интонация опознается.
Спектакль в трех действиях, которые поставлены в разных манерах, как «Кому на Руси жить хорошо» Серебренникова. Здесь это музыкальный театр (рок-концерт), драматический театр и театр пластики. Так что опасения, что будет сплошной «диденко» можно отбросить.
Режиссерская "Диденко-мясорубка", пройдя через которую любой текст любого автора превращается в «диденко-фарш» (однообразные групповые перемещения актеров в пространстве) работает только в 3-м действии, самом коротком, простом и вполне смотрибельным.
А в целом Пелевин остался Пелевиным (и в третьем действии самое интересное это не движения под музыку, а чисто пелевинский финал, то есть театр текста). В результате такого самоограничения режиссера мы имеем абсолютно лучший спектакль Диденко (из тех десяти, что я видел). И лучший спектакль по Пелевину (мой театрально-пелевинский опыт совсем невелик, пара названий, потому сошлюсь на отклики почитателей писателя, принявших постановку на ура).
Три действия - три цвета. Первая часть красная, вторая желтая, третья синяя - меняется цвет поролоновой обивки камеры-палаты. Действие спектакля происходит в психиатрической лечебнице.
Героев в спектакле, собственно, два - пациент и психиатр (человек от театра). Нам демонстрируют сеанс психотерапии, но и сам спектакль является таким сеансом для зрителей (и, видимо, книга для читателей).
Пациент болен расщеплением сознания из-за стресса вызыванного быстрой сменой общественного формата. Написано про начало 90-х, на материале революции 1917-го, а в 2022-м похоже снова перезагрузка началась.
Три цвета. Красный
В первой части («Сад расходящихся Петек») сознание пациента «разошлось», то есть распалось, на 9 частей, но поскольку это все-таки части одного человека, все тропки составляют музыкальный ансамбль - рок-группу из 9 музыкантов. По яркому внешнему виду участников можно сказать, что это глэм-рок (костюмы и грим в стиле гламур-соц-арт - настоящие произведения искусства, художник Галя Солодовникова, совсем недавно восхищался ее работой в «Слуге двух господ»).
Из этой девятки выделяются пары антиподов - Раскольников и Мармеладов, Петька и Чапаев. Первая часть соответствует эпизоду «в кабаре» из 1-й главы книги и эпизоду на вокзале из 3-й главы.
Три цвета. Желтый
Во втором действии пациент расщеплен на три части. Три монаха (три братка) ведут трансцендентный тарантинопободный разговор-коан на отвлеченные/приземленные темы. Это самая буквально-пелевинская часть, отличные актерские работы, и замечательное оснащение - костер из светящихся трубок, их монахи потом берут с собой, как посохи.
Связывает вторую часть с первой единственный переходящий персонаж - Маска (немного напоминает Золотую, но на Золотую Маску постановка не была даже номинирована). Этот персонаж-маска потом и в третью часть переходит и там превращается в тренера.
Три цвета. Синий
Третий этап лечения - занятия лечебной физкультурой. С восточным уклоном, только не с китайским как во второй части, а с индийским. Расщепленный на шесть человек пациент делает коллективные упражнения под мантру «Ом, да не вечер, да не вечер». Сцена представляет собой спортивный зал (или бассейн), перегорожена сеткой теннисной (или волейбольной), за сеткой вода - поскольку спектакль движется к финалу, это река Урал, в программке третье действие называется «Условная Река Абсолютной Любви».
Сеанс лечебной физкультуры заканчивается водными процедурами, вся группа вместе с тренером ныряют в бассейн и на наших глазах тонут в водах реки Урал. Выплывает только один. Он идет в раздевалку, достает рюкзачок с одеждой и превращается в обыкновенного молчела в кроссовках и джинсах.
Освободившись от внутреннего Чапаева, внутреннего тренера и всех остальных осколков своей расщепленной (разошедшейся на тропки) личности Петька обретает единство, обретает Пустоту. Он покидает палату полностью здоровым и зрителей за собой уводит (зрители тоже прошли сеанс терапии (театральной) и поправили душевной здоровье. За всех не скажу, но я поправил.