*
«КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ?», Д.Чащин, ТЕАТР НАЦИЙ, 2022г. (8)
Антреприза. Качественная антреприза. Очень качественная антреприза.
Подарок для господ актеров - четыре бенефисные роли.
Радость для публики, которая ходит в театр не за концепциями, а за эмоциями, при этом на понижение играть не согласна. Любит качественную драматургию. Любит сильные выбросы актерской энергии, а не выбегание на сцену в трусах.
Пьеса сыграна только по первому плану - про отношения в семье, изломы психики, бесконечные "игры, в которые играют люди". Никаких аллегорий и обобщений (это есть в пьесе - про бесплодие интеллектуального класса, про вечную войну полов, про вытеснение реальности иллюзиями, про Карфаген притворяющийся Римом и т.п.).
Но зато уж первый план сыгран в полную силу.
Прежде всего надо сказать про абсолютный успех Агриппины Стекловой. Она получила Роль Для Первой Актрисы и доказала, что является Первой Актрисой (из лучшей актрисы на роль Заречной стала лучшей актрисой на роль Аркадиной). Почти весь вечер на сцене, ведет спектакль, владеет залом, царит. Стеклова играет Марту роскошно, играет первым номером. Играет по-женски, на эмоциях большой амплитуды.
Джордж - второй номер при Марте. И Евгений Миронов свою роль выстраивает очень точно, умно, по-мужски. Он нисколько не тянет одеяло, понимает, что двух первых номеров не бывает, зато, когда первого номера нет на сцене... Вот тут его Джордж показывает, чему научился за много лет домашнего спарринга с Мартой. Он сразу становится первый номером, распускает хвост и обрушивается на случайно подвернувшегося собеседника, а им оказывается Ник (девочки ушли, мальчики остались вдвоем). Роль Джорджа выстроена сложнее остальных, Джордж то уходит в тень, то выходит на первый план, снова отступает и казалось бы сдается. Но Джордж играет в долгую, в финале он все-таки берет игру на себя и Марта оказывается побеждена.
Ник (Александр Новин) самый одноплановый герой спектакля. Актер как-то тушуется в тот момент, когда тушеваться должен персонаж и можно найти что сыграть.
Мария Смольникова в роли Хани, роли тоже в общем то простой и даже линейной, это находит. Ее сделали худосочной блондиночкой, глупенькой - публика смеется, публика радуется сольному выходу - специально поставленному танцу. Казалось бы, эта не та роль, которой можно гордиться. И действительно таким танцем и его успехом у публики гордиться не стоит, это сделано хорошо, но Смольникова всегда претендовала на нечто бОльшее. В роли есть другие эпизоды, которыми гордиться можно, актриса находит очень живые, человеческие, трогательные черты, обнаруживает чувство собственного достоинства, которое есть и у таких «мышек». Смольникова сумела сыграть больше, чем предлагает роль Хани в этом спектакле.
Режиссер сделал все, чтобы получилось качественное зрелище. Выстроил рамку (пустой дом и мальчик на велосипеде в начале, пустой велосипед в конце), а внутри рамки он просто сделал свою профессиональную работу - выстроил монтаж аттракционов для публики и умер в актерах, которые все аттракционы успешно прошли и вышли на эффектные финальные мизансцены.
=======
При желании (вставить спектакль в контекст театральной ситуации на момент выпуска премьеры, видеть одним глазом, как уходит театр, который любишь, «а другим ловить зарю новой жизни»))) можно в отсутствии концепции увидеть своего рода театральный манифест, попытку театральными средствами выразить нынешнее кредо Театра Наций.
Актриса Бутусова, оставшаяся без Бутусова, актриса Крымова без Крымова и партнер Хаматовой без Хаматовой (а также без Лепажа, Остермайера и других звезд западной режиссуры) делают то, что могут, делают, что умеют - играют для публики.
В любой непонятной ситуации идите в театр!