Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

May 10, 2021 16:35

*
«БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А.Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г. (8)

Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту, встречи со Сталиным, групповая фотосессия по окончании переговоров. А потом на сцену поочередно выходят Черчилль (Валерий Афанасьев), Рузвельт (Владимир Носик) и Сталин (Василий Бочкарев).
Они о чем-то говорят со своими помощниками, встречаются попарно и втроем, ведут переговоры. В текст можно особо не вслушиваться, темы лишь намечены, обозначены, не более того. Польша, Германия, расчленение, репарации, Балканы, опять Польша.

Театр демонстрирует нам Большую тройку, это главное, а остальное - фон, декорация, статисты в военной форме, текст-заполнитель. Кроме трех исторических персон в спектакле ничего существенного нет (почти ничего, почти до самого конца).

Актеры, все трое, играют очень хорошо. Они сделали большие роли не прибегая к портретному гриму. Это не музей восковых фигур, не скульптура, это актерское искусство, это персоны, сделано из другого «воска» - из психофизики.
Поначалу глаз фиксирует несходство внешности (ведь документальные кадры мы только что видели), но об этом быстро забываешь - это Рузвельт, это Черчилль, это Сталин.
Воссоздана и харизма, величина и человеческие качества, индивидуальность, характер. Не статичные памятники, живые люди.

Короля играет окружение и три помощника тоже помогают создать образ Большой тройки, работают на общую цель, но их роль сугубо вспомогательная (почти до самого конца), они играют роль пассивной стенки.
Только для Сталина с помощником автор придумал небольшой сюжет, чтобы раскрыть характер жестокого вождя, его систему приоритетов и ценностей (Сталин дает своему помощнику мастер-класс большой политики, где нет места человечности).

И вот так в созерцании трех больших персон проходит два часа (спектакль без антракта). А потом, когда уже привык, расслабился и ничего не ждешь, режиссер наносит два смысловых удара, два коротких эпизода, два монтажных стыка, на которых возникает эффект Кулешова. И это режиссура «99-й левел».

Эффект Кулешова - при монтаже в кино, появление нового смысла от сопоставления двух кадров, поставленных рядом.
При монтаже в театре - от сопоставления двух сцен, поставленных друг за другом.

Эффект №1

По окончании переговоров запланирован праздничный обед. Перед этим снова опускается экран и возникают документальные кадры - солдаты, переправа через непролазную грязь, через брод по пояс в воде (кадры известные, уже использованы в кино Тарковским, Кончаловским).
Когда экран-занавес поднимается, в центре сцены стоит стол (яства, напитки, цветы), но проекция еще не закончилась и какое-то время праздничный стол оказывается на фоне идущих по полю солдат. В этом монтажном стыке весь гигантский масштаб войны. Не стоит ограничиваться простым противопоставлением (пока миллионы грязь сапогами месят, эти трое дегустируют крымское шампанское). Надо не сталкивать, а сочетать, попытаться вместить в сознание оба полюса, как равноценные и тогда между ними возникает смысловой пробой и ток высокого напряжения.

Эффект №2

Во второй режиссерской сцене использованы те самые три помощника (долго ждали своего часа и наконец выстрелили).
По окончании праздничного обеда Большая тройка уходит со сцены, в первый раз помощники остаются на сцене одни и тогда становится понятно, что они образуют свою тройку, малую.
По инерции ждешь какого-то текста, заполнителя. Но текста нет. Это немая сцена. Они садятся за стол, закуривают, пауза. И вот в эту паузу, в монтажный стык между большой тройкой и малой тройкой входит смысл. Эти трое, люди молодые, следующее поколение, после ухода больших персон они остаются жить в новом пост-ялтинском мире, только что на их (и наших) глазах учрежденном.
И все мы, следующие поколения, русские, американцы и англичане, а также народы на конференции не представленные, по настоящий день живем в после-военном мире, который сконструирован Большой тройкой так, что после второй мировой войны третья не началась.

В этой немой сцене спектакль заглядывает в будущее (недалекое и далекое). А потом возвращается обратно в 1945-й год. Май, Победа, салют, июнь, парад Победы, салют.

Музыка Александрова, театр

Previous post Next post
Up