Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

May 10, 2021 00:19

*
Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу впечатлений.
А потом расставил в хронологическом порядке и обнаружилась закономерность - пятилетний цикл. Премьеры приходятся на юбилейный год, который делится на пять, или следующий за ним (только одно исключение - «Живи и помни»).
Какой сильный художественный эффект от "датского", казалось бы формального, принципа построения репертуара.

«ВЕЧНО ЖИВЫЕ», Ефремов, СОВРЕМЕННИК, 1956г.

«ПАВШИЕ И ЖИВЫЕ», Любимов, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, 1965г.

"А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ", Любимов, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Москва, 1971г.

«В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ», Захаров, ЛЕНКОМ, 1975г.
«ЭШЕЛОН», Волчек, СОВРЕМЕННИК, 1975г.

«ОТПУСК ПО РАНЕНИЮ», Дунаев, ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ, 1980г.

«БРАТЬЯ И СЕСТРЫ», Додин, МДТ, 1985г.
«У ВОЙНЫ НЕ-ЖЕНСКОЕ ЛИЦО», Эфрос, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, 1985г.
«БЕРЕГ», Кургинян, ТЕАТР НА ДОСКАХ, 1985г.

«МАТРОССКАЯ ТИШИНА», Табаков, 1990г.

«СЕМЬЯ ИВАНОВА», Еремин, ТЕАТР им. ПУШКИНА, 1995г.
«СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА», Габриадзе, ТЕАТР МАРИОНЕТОК, 1996г.

«ОДНА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВАЯ ДЕРЕВНЯ», Фоменко, МАСТЕРСКАЯ ФОМЕНКО, 2000г.
"РОЖДЕСТВО 1942", Латышев, ТЮЗ им.БРЯНЦЕВА, 2001г.
"МОЙ БЕДНЫЙ МАРАТ", Арцибашев, ТЕАТР НА ПОКРОВКЕ, 2001г.

"ГОЛАЯ ПИОНЕРКА", Серебренников, СОВРЕМЕННИК, 2005г.
"А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ" , Устюгов, РАМТ, 2005г.

"ФРОНТОВИЧКА", Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, 2010г.

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» , МАСТЕРСКАЯ, 2015г.
«ПОБЕДА. Реквием », Поповски, ТЕАТР п/р КАМБУРОВОЙ, 2015г.
«Я НЕ ВИДЕЛ ВОЙНЫ», Климов, МАСТЕРСКАЯ, 2015г.
"КРЕЩЁННЫЕ КРЕСТАМИ", Фильштинский, БДТ, 2015г.
«ЖИВИ И ПОМНИ», Козлов, МАСТЕРСКАЯ, 2017г.

«БОЛЬШАЯ ТРОЙКА», Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г.
"В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА", Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021.

24 спектакля (одного не хватило до двадцати пяти, принимаю дополнения, может что-то забыл).
Не все спектакли выдающиеся, но плохих в списке нет.

Главная, сквозная тема нашего театра, 65 лет об этом (80, если отсчитывать от начала события), лучшие театры, первые режиссеры, с самых разных сторон - про фронт, про тыл, непосредственно или по касательной, во время войны или сразу после, по прозе, пьесам, дневникам и воспоминаниям, по стихам и песням.
И единство видно, преемственность и изменения, развитие темы.

=======

UPD. Вспомнил 25-й спектакль - "Крещенные крестами", и он тоже точно вписался в пятилетний цикл.

Музыка Александрова, театр

Previous post Next post
Up