*
Виртуальный тур по театрам мира не мог обойтись без главной пьесы мирового театрального репертуара.
“ТРАГЕДИЯ О ГАМЛЕТЕ”, П.Брук, БУФФ-ДЮ-НОР, Париж, Франция, 2001г. (7)
“H.”, Я.Клята,ТЕАТР «ВЫБЖЕЖЕ», Гданьск, Польша, 2004г. (10)
Два «Гамлета» - в Париже и в Гданьске, не просто разные, а во всем противоположные.
Впрочем, действие парижского «Гамлета» происходит не в конкретном месте (или времени), а везде (и всегда, или когда-то, once upon a time). Везде, где живут люди, «человеки разумные». Пьесу играют представители разных раз, выходцы из разных культур (от России - Наташа Парри в роли Гертруды, у Гамлета и Клавдия карибское происхождение, у Офелии индийское, у первого актера японское, а вот в эпизодической роли второго актера Акрам Хан, хорошо всем театралам известный как танцовщик и хореограф. Максимальное расширение географии привело к минимализму во всем остальном - к неслыханной простоте и даже простодушию режиссерской трактовки.
От первобытной простоты самого Гамлета иногда просто оторопь берет (вернувшись из Англии он привозит черепа Розенкранца и Гильденстерна и выкладывает их перед Горацио). А вместе с тем вся рефлексия монологов «прожита» актером (здесь нет привычной, скажем, для английского тетра декламации).
Польский «Гамлет» поставлен в месте вполне определенном - на той самой гданьской судоверфи («Солидарность» - узловая точка, отправная точка современной Польши).
Ко времени постановки судоверфь уже совершенно заброшена. В первой части «Человека из мрамора» был строящийся металлургический комбинат светлого будущего, а здесь судоверфь из героического прошлого - историческая рифма.
Гданьская судоверфь - единственное место в современной Польше, где можно погрузить пьесу в пространство истории, сыграть с полной гибелью всерьез, как это принято в польском театре.
Два друга - Гамлет и Горацио - идут по дороге, как Розенкранц и Гильденстерн в начале пьесы Стоппарда, и "попадают в историю". Зрители (и телеоператоры) следуют за ними, входят на территорию, потом в цех. Это спектакль-бродилка, зрители несколько раз пересаживаются, поднимаются на второй этаж и спускаются обратно.
А потом выходят на улицу и … водолазы достают тело Офелии из канала, Гамлет и Лаэрт туда прыгают и дерутся в воде. А потом проводят настоящий фехтовальный поединок. Впрочем здесь все в фехтовальных костюмах. Кроме призрака (он из прошлого, когда сражения не были спортом). Конный призрак напоминает о шляхте, гусарах, уланах, Сенкевиче, Вайде.
Такое чувство, что по окончании спектакля все (зрители, актеры, съемочная бригада) разойдутся, а всадник (как некий дух польской истории и польского народа) так и будет скакать по пустым цехам.