*
"ЗЕМЛЯ", М.Диденко, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2015г. (4)
Зарекался ходить на Диденко (самого предсказуемого из современных режиссеров), но еще раз пошел.
Заинтересовала рифма Довженко-Диденко, гражданская война 20-го века (бедные против богатых) и гражданская война 21-го века (западные против восточных). Позиции двух режиссеров вполне однозначны, они на стороне «прогрессивных сил», но как это проявится на сцене?
Сцена - спортивная площадка, размеченная как баскетбольное поле. На поле две команды в условных цветах - синие и красные. За кого болеет режиссер и за кого болеть мне, зрителю?
Всё это стало ясно в первые же минуты.
Мои места оказались ближе красному углу и это была судьба, я сразу стал болеть за красных.
Визуальная, телесная характеристика вполне однозначна. У синих спортивные костюмы с галстуками и весь облик хипстерский - мерчандайзеры из Киева пришли на фитнес, у красных спортивные штаны с дешевым блеском, татуировки - шахтеры из Донецка, качки из подвалов.
Главный герой фильма Довженко Василь естественно оказался в синей команде, его убийца Хома - в красной. Он был сильнее и судья именно его руку поднял и все девушки ему достались.
Зато Василя хоронили как героя «небесной сотни».
И финальные титры обещали синим скорую перемогу (вот прилетят тысячи советских аэропланов американских беспилотников …).
А перед этим Василь читал по-русски тест Ленина о национальной гордости великороссов (синие забыли про ленинопад? или это было сказано в упрек своим оппонентам, или под великороссами в 21-м веке надо понимать великоукров).
А Хома читал по украински рэп, но это языковая инверсия только доказывает не национальный, а идеологический характер конфликта.
Вот так болельщицкие переживания и современные аллюзии помогли вытерпеть спектакль - визуально однообразный и очень разреженный. На поле было грязно. Игр была вязкой. Команды старались, но взвинтить темп так и не смогли.