Не в деньгах счастье… а в картинке

Jun 15, 2015 11:32

*
Видел вчера в кино и в театре два пакета с деньгами.

В немецком фильме в пакете было 50 тысяч евро.
Их взяли в банке (ограбление) в итоге они достались молодой девушке из Испании по имени Виктория.
В пермском спектакле в пакете было 100 тысяч рублей.
Их бросили в камин и в итоге они достались молодому человеку по имени Ганя.
Но деньги, это не главное. И фильм и спектакль о другом.

Виктории деньги не нужны, она искала совсем другое (да и сумма невелика).
А Ганя, получив пакет, из спектакля исчез. Что он будет делать с этими тысячами ? Рубли 19-го века нынешним не равны, 100 тысяч рублей 19-го века сумма более существенная, чем 50 тысяч евро 21-го века. Судьбу ганиного пакета я и в романе не помню. Ганя такой интересный и важный персонаж первых глав романа, получив деньги, уходит на периферию.

«ВИКТОРИЯ», С.Шиппер, Германия, 2015г. (9)

Фильм очень интересен как триллер (захватывает) и как репортаж (классическое единство времени и места, сьемки с руки, одним куском дают эффект полного погружения, приз берлинского фестиваля за операторскую работу).

И как жестко трезво реалистическое переосмысление романтических криминальных кинолегенд («На последнем дыхании», «Бонни и Клайд») и не романтических («Бешеные псы»).

И как аллегория. В фильме можно увидеть даже две генеральных аллегории - мужскую и женскую.

Здесь можно увидеть историю мужской дружбы, компанию лузеров (восточноберлинского происхождения), парни в трениках, затурканные полицией, соседями и настоящими уголовниками. Их поманила удача (символическое имя - Виктория), а потом удалилась помахивая пакетиком с деньгами, остались три трупа.

А можно увидеть женскую историю. Историю одинокой и неординарной девушки, которая не смогла закрепиться в своей национальной/социальной страте и теперь пытается присоединиться к другой - из испанской консерватории в берлинские подворотни, крыши и подвалы.

А может быть главный герой этой истории закадровый. Это он их «водит видно и кружит по сторонам» мутной кокаиновой берлинской ночью, пугает и заманивает драйвом, дружбой и любовью. Виктория играет на пианино «Мефисто-вальс» и вместо желанной любви и дружбы (или смерти - сцена на краю крыши) получает деньги.

«ИДИОТ», С.Федотов, У МОСТА, Пермь, 2014г. (9)

В театре нет операторской работы. В театре есть свет и мизансцены. Визуальный ряд спектакля создают режиссер и художник. Визуальный ряд пермского спектакля статичен и живописен (под русскую живопись 19-го века), он нисколько не похож на современный динамичный и рваный визуальный ряд немецкого фильма, но тоже очень выразителен и составляет главное достоинство спектакля. Он надстраивает второй этаж над очень внятной (хрестоматийной) инсценировкой и добротным актерским ансамблем с ожидаемым (после Луки и Сатина) успехом Сергея Мельникова и Владимира Ильина в ролях Мышкина и Рогожина. И неожиданной Настасьей Филипповной (Анастасия Муратова) величественно-прекрасной рыжеволосой золотой - Прекрасной Еленой.

Повествование начинается очень подробно (сцена в поезде, сцена у Епанчиных, сцена у Иволгиных, «сцена с камином» у Настасьи Филипповны) и завершается пунктиром, ведущим к трагической развязке. Из-за небольшой продолжительности спектакля (заявлено было три часа), я предполагал более радикальную инсценировку - увез Рогожин Настасью Филипповну и этой же ночью зарезал. Прямо встык к сцене с камином идет ночная сцена Мышкин-Рогожин у тела Настасьи Филипповны и все заканчивается. Но спектакль шел три с половиной часа, между камином и убийством было добавлено еще несколько сцен, коротких, но достаточных, чтобы развернуть противостояние Мышкин-Рогожин (в первых сценах Рогожин был лишь контуром обрисован - фактура, голос) и расширить сюжет до квартета Мышкин-Рогожин-Настасья Филипповна-Аглая.

Надповестововательный визуальный ряд спектакля развивается менее традиционно - от бытовой жанровой живописи Федотова (поклон от Сергея Павловича Павлу Андреевичу) до картин на евангельские темы. Подробные, фронтально выстроенные, многофигурные "горизонтальные" картины первых сцен спектакля постепенно сменяются "вертикальными" - символическими, выхваченными из мрака, портретами. Мышкин всё заметнее становится бесплотным призраком - лик светлый, голубоватый, а Рогожин наглядно Зверем - красное плотное лицо и сверкающие глаза. При этом Настасья Филипповна ярким золотым блеском притягивает их к себе из мрака.
Завершается визуальный ряд картиной самой впечатляющей и символичной (к сожалению, усеченной, на московских гастролях картина Гольбейна не вошла в кадр по техническим причинам, но мизансцену можно восстановить по фотографиям на сайте театра).
Живописное почти скульптурное надгробие из трех фигур - Ангел (мерцающий, почти бесплотный), Грешник (раскаявшийся убийца) и Красота (принесенная в жертву звериным страстям).

театр, У МОСТА, Федотов, кино

Previous post Next post
Up