*
«7», М.Шлепфер, ДОЙЧЕ ОПЕР АМ РЕЙН, Германия, 2013г. (9)
Идея очень амбициозная - станцевать 7-ю симфонию Малера. Результат получился
очень даже достойный - балет вполне малеровский. Лирика босиком чередуется с сарказмом в ботинках, легкие пробежки со стуком каблуков, островки гармонии плывут в океане хаоса.
Поиск гармонии - вот так можно сформулировать тему (если в двух словах).
В первой части рефлексии, воспоминания автора, детские впечатления от встречи с миром большим, громоздким и сложным. Справа налево - будто ленту прокручивают - движется череда картин.
Следующие три «ночные» части симфонии о юности, они полностью сосредоточены на ночных отношениях с женщинами, сверстниками - пары, пары, пары. Влюбленность, переживания, разные стадии отношений - дуэты, дуэты, дуэты. Нежная лирика, немного иронии и снова лирика.
Однако достичь гармонии в любви не удается и в финальной части герой возвращается в большой и сложный дневной мир, но это уже мир преображенный, мир искусства. Музыка, танец, театр. Искусство вполне определенного времени/места - европейское, начало ХХ века, романтизм сменяется модернизмом и всё неумолимо движется к Черному Квадрату. И в самом финале он появляется на сцене (в роли квадрата обыкновенная черная табуретка). Табуретка на какое-то время овладевает танцовщицей, затем и всем ансамблем, формируя на сцене конструктивистский круг и превращая танец в примитивный бег по кругу. Но в конце концов она оказывается повержена и попрана - в последнем кадре спектакля вертикаль восстановлена и белые пуанты победно попирают черный квадрат табуретки.
Три года назад в Москве был показан балет на музыку Третьей симфонии Малера (
http://lev-semerkin.livejournal.com/459637.html). Впечатление было грандиозное, Джон Ноймайер совершил прорыв, открыл дверь в которую вошел Мартин Шлепфер.
Тройку и Семерку мы уже видели. Следующим должен быть туз («Песнь о Земле»). Кто возьмется? Поставит или привезет одну из уже имеющихся постановок (тот же Ноймайер ставил в этом году, а ранее Макмиллан).