*
«КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ ?», К.Гинкас, ТЮЗ, Москва, 2014 г. (4)
Когда-то в театре была проблема несоответствия возраста актеров возрасту персонажей, на эту тему даже была шутка «Джульетта это возрастная роль». На роли дочерей назначали матерей, на роли матерей бабушек.
А теперь замечаю, как эта проблема несоответствия повернулась в обратную сторону. На роли генералов назначают майоров. И тогда уже на роли майоров приходится назначать лейтенантов, на роли лейтенантов - сержантов, а сержантов уже совсем некому играть, приходится приглашать кадетов из училища.
В пьесе Олби участвуют две пары - преподаватели университета и их жены, пара зрелая и пара молодая.
В спектакле ТЮЗа эти пары выглядят следующим образом -
пара студентов-молодоженов (совсем молодые актеры Илья Шляга и Мария Луговая, на студенческой скамье их представить можно, но не на кафедре) и пара потертых жизнью маленьких людей. В ролях Джорджа и Марты, главных героев пьесы - Игорь Гордин и Ольга Демидова. Здесь нет возрастного несоответствия, но есть несоответствие калибра. Это не профессор и его жена (дочь ректора), это ассистент с кафедры и секретарша.
Уменьшение масштаба персонажей приводит к уменьшению масштаба конфликтов и тем. Нет, это не бесконечная война полов, это просто семейные ссоры (у старшей пары) и размолвки (у молодой пары). Демидова актриса холодного темперамента, она не обжигает и не взрывает. Спектакль играют в фойе, актеры находятся совсем рядом со зрителями, не обманешь.
Единственный, кто интересен в этом квартете - Джордж. Гордин получил не свою роль (в труппе ТЮЗа нет актеров на главные роли в этой пьесе, многолетняя практика приглашения главных героев со стороны привела к обеднению труппы) он сыграл нечто другое, отдельное. Ключом к образу стал для меня костюм - безнадежно мешковатый пиджак, «москошвеевские» брюки со стрелками, домашние тапочки (ну и двухдневная щетина этот облик дополняет). Человек, махнувший на себя рукой, опустившийся - неудачный брак, несложившаяся научная карьера, сомнительное общественное положение "мужа дочери ректора" и при этом - человек очень умный, оригинальный, интересный (не "пустое место", как выражается стерва-жена, дама недалекая). В убогой оболочке - богатая, развитая натура, пусть изуродованная неудачами. Вот он взрывается по настоящему, вот в его рассуждениях есть глубина. Такой человек неспособен на войну полов, так понятно его желание в первой сцене - переодеться и "на боковую", но если ему не дать уснуть, разозлить, разговорить, он может так раскрыться - заслушаешься. Убрать бы эту увядшую Марту и этих малохольных студентов, чтоб не перебивали, и послушать одного Джорджа.