.
"МАРС И АВРИЛЬ", М.Вилленев, Канада, 2012г. (5)
Предпоследний (на настоящий момент) фильм с участием Робера Лепажа.
(Премьера последнего фильма «Триптих» - киноверсия трех сюжетных линий из спектакля «Липсинк» - состоялась на кинофестивале в Торонто в этом месяце).
«Марс и Авриль» научно-фантастический фотокомикс, Лепаж приобрел права на экранизацию, но в итоге в режиссерском кресле оказался автор комикса (графического романа) Мартен Вилленев - это его дебют в кино, а Лепаж
остался в проекте креативным продюсером и исполнителем одной из главных ролей.
Главных ролей в фильме четыре - квартет. С отсылкой к музыкальному квартету, который тоже присутствует в фильме. Главный герой - старик музыкант (похож на известный «седовласый» автопортрет Леонардо), остальные музыканты тоже старички, очень колоритные - реликтовый джаз-банд.
Рука Лепажа очень заметна в фильме (типично лепажевское кино со всеми присущими этому автору креативными достоинствами и схематичными недостатками).
А голова Лепажа это самое яркое киновпечатление. Лепаж играет только голову персонажа, тело играет другой актер. Профессор (Доуэль :) обрел бессмертие отправив свою голову в виртуальный мир, в реальном мире осталось тело (подставка для головы-голограммы), которое можно будет обновлять (пересаживать голову на новую подставку). Эдакий гибрид, научно-фантастический кентавр. Сделано с изрядной долей самоиронии.
Остальные три персонажа разыгрывают любовный треугольник - кроме старого музыканта есть еще его муза и друг-соперник, сын профессора, придумывающий музыкальные инструменты (вдохновляется юный мастер женскими телами). Инструменты похожи на волынку, саксофон или дудук.
Муза по имени Авриль (то есть Апрель) - девушка-фотограф, увлекается стариной - допотопными методами фотографии и печати снимков в темной комнате с ванночками (проявитель, закрепитель), а также виниловыми пластинками.
Профессор изучает подобие между путешествием во внешний космос (макро-космос, другие планеты) и путешествием во внутренний космос (микрокосмос подсознания).
Придумано много, снято эффектно (футуристические урбанистические картины) снабжено серьезной подкладкой - параллельными рядами метафор (музыка-астрономия). Но если в оперном спектакле Лепажа «Осуждение Фауста» обобщения отталкивались от музыки Берлиоза и текстов Гете, то здесь тексты схематичные комиксовые, а музыка электронно-фоновая, импровизации не джазовые, а попсовые. Конструкция выстроенная на попсовом основании сама оказывается попсовой - приятно смотреть картинку, интересно ходить по смысловым гиперссылкам, но не более.