Светомузыка

Sep 23, 2013 11:06

.
Вчера канал MEZZO пополнил мою коллекцию «лепажей» двадцатым экземпляром

"ОСУЖДЕНИЕ ФАУСТА", Р.Лепаж, МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА, США, 2008г. (10)

Самая совершенная оперная работа режиссера, близкая к идеалу. Театрализация музыки, каждый занимается своим делом - оркестр играет, певцы поют, балерины танцуют, акробаты ходят по вертикальной стене (военная сцена - привет «Трехгрошовой опере» Серебренникова), а режиссер у них за спинами разыгрывает на экране светомузыкальное представление, переводит музыкальный поток в поток зрительных образов. Картина величественная, двухмерная, глубины нет, зато использована вся высота и ширина сцены театра, многоэтажная декорация расчерчена на квадраты - картинки. Волшебная сила искусства, сила воображения создает глубину - так воображение старика Фауста раздвигает стену его кабинета - от пола до потолка заставленного книгами и на месте стены книг возникает небо и птицы, народные гуляния, церковные витражи, лунная ночь и даже подводный мир (самая эффектная сцена - лодка переворачивается и Фауст проваливается на нижний этаж декорации, падает в воду. В финале он таким же образом провалится в преисподнюю. А Маргарита по лестнице поднимется к ангелам.

Символика верха и низа.
Символика воды (голубого) и огня (красного).
Символика мужского (темного) и женского (светлого).
Женские образы живут в плоскости, мужские выходят из плоскости, то и дело «восстанавливают перпендикуляр» и обманывает зрителя (зритель, привыкший видеть картинку перед собой, вдруг оказывается смотрящим на нее сверху вниз). Лепаж играет в геометрические театральные игры, соединяет мужское и женское (берлиозовских гномов и сильфид), как цирк и балет, акробатов и танцовщиц.
Лепаж делает видеопаузу из абсолютной темноты.
Лепаж очень легко понимается до предельных обобщений, останавливает мгновенье, как кинокадр, крутит изображение назад (во время Ракоци-марша), размножает, тиражирует образы, помещает Фауста-венец творения в центр природы (под ним подземный мир, корни деревьев, над ним кроны деревьев, появляется Мефистофель и ветви деревьев засыхают одна за одной) и в финале дает срез Мироздания, подобный дантовскому - от грешников в Аду до ангелов в Небесах.

театр, опера, Лепаж

Previous post Next post
Up