Датский бенефис

Sep 20, 2012 13:31

*
"ПРИСТАНЬ", Р.Туминас, ТЕАТР им.Вахтангова, 2011г. (10)

Ходил на спектакль после того, как посмотрел по инету запись лекции Богомолова (см. http://lev-semerkin.livejournal.com/483755.html ). Удачное совпадение дало возможность перебросить мостик и сделать подводку.

Богомолов назвал причину, по которой он не хочет становиться главным режиссером какого-либо театра (а предложения были). Для него невыносима сама мысль о необходимости ставить спектакли к юбилею. Он, видимо, считает это режиссерской капитуляцией, недопустимым компромиссом. Он ни при каких обстоятельствах не хочет так далеко прогибаться, принимать устав чужого монастыря. Устав, написанный не им, а высеченный на скрижалях, на старых стенах храма, написанный традицией (традиция «датских» спектаклей идет с советских времен, если не раньше, а традиция актерских бенефисов идет совсем с допотопных времен).

Но ведь можно посмотреть на проблему капитуляции с противоположной стороны.
Режиссер может принять вызов старых стен, сознательно принять на себя обременение. Вступить в права наследования и, следовательно, принять соответствующие обязанности. И при этом не прогнуться, остаться режиссером, а не обслугой для актеров и хозяев/начальства.
А может уклониться, искать легких путей - и именно это будет капитуляцией (откажется взрослеть и останется вечным подростком, несовершеннолетним).

Вот Туминас вызов принял. Поставил спектакль к юбилею (90-летию) вахтанговского театра. Обслужил по полной программе. По форме - монтаж отрывков-бенефисов, концерт по заявкам исполнителей. Режиссер не стал отвергать привходящие обстоятельства, а принял их и использовал, оперся на старые стены, оттолкнулся и превратил банальный венок бенефисов в высказывание.

Привходящие обстоятельства, начальные условия режиссерской задачи - это театр-дом. И дом огромный, величественный (Дом с большой буквы). То есть, Театр-Храм. Это театр с великой историей, театр-музей.
И не только в виде стен с фотографиями на стенах и бесплотными тенями-легендами-воспоминаниями. Этот музей пока еще заселен живыми экспонатами, живыми свидетелями и непосредственными участниками, ветеранами.
Для кого-то ненужное обременение, актерский балласт, старый громоздкий чемодан-без-ручки.
А для кого-то несказанное богатство - каждый такой ветеран по отдельности (со своей историей, с длинным шлейфом ролей) и все вместе, как ансамбль. Старинный театр-храм это уникальная возможность поставить спектакль в старинном величественном Большом Стиле (такой спектакль, как старинные напольные часы или старинный шкаф из пьесы Миллера «Цена», он в современное театральное здание просто не влезет, в двери не пройдет, по вертикали не поместится).
Грех не воспользоваться такой возможностью. И при этом не ограничиться демонстрацией экспонатов (хотя и за это все будут только благодарны), а попытаться запустить старинные «часы с боем», чтобы они время показывали. Чтобы они били по-настоящему (зрителю по голове, по глазам, по сердцу).

Продолжение следует (о «Пристани» надо очень много написать) …
http://lev-semerkin.livejournal.com/484489.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/484860.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/484885.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/485374.html
=======

пометки на полях программки - http://lev-semerkin.livejournal.com/486232.html

Богомолов, театр, ВАХТАНГОВСКИЙ, Туминас

Previous post Next post
Up