Дорогой дядя и друг..

Jun 12, 2018 05:27



«Царское Село 3/15 августа 1879 г.

Дорогой дядя и друг... Ободряе­мый той дружбой, с которой вы неизменно ко мне относились, я прошу вашего разрешения поговорить с вами об одном щекотливом вопросе, постоянно занимающем меня. Речь идет о позиции различ­ных дипломатических агентов Германии в Турции; с некоторого времени она, к сожалению, определилась как враждебная России.
Это находится в полном противоречии с традициями дружественных взаимоотношений, которые вот уже больше века направляют политику обоих наших правительств и вполне соответствуют их общим интере­сам. Отношение к этим традициям у меня не изменилось, и я цели­ком их придерживаюсь, надеясь, что и вы его разделяете. Но свет су­дит на основании фактов. Как же в таком случае объяснить становящую­ся все более и более враждебной по отношению к нам позицию герман­ских агентов на Востоке, где, по словам самого князя Бисмарка, Герма­ния не имеет требующих охраны собственных интересов, тогда как мы имеем там подобные интересы, притом весьма значительные? Мы толь­ко что окончили победой войну, целью которой были не завоевания, но лишь улучшение положения христиан в Турции. Мы только что представили тому доказательства, отдав провинции, занятые нами по­сле войны, но мы настаиваем, чтобы результаты, достигнутые ценой на­шей крови и наших денег, не остались бы на бумаге. Речь идет лишь о том, чтобы исполнить решения Берлинского конгресса, но это долж­но быть сделано добросовестно. А турки при поддержке своих друзей англичан и австрийцев, которые пока что прочно занимают две турец­кие провинции, оккупированные ими в мирное время с целью никогда не возвращать их законному государю, без устали воздвигают препятствия в мелочах, в высшей степени важных как для болгар, так и для славных черногорцев. Румыны поступают точно так же по от­ношению к Болгарии. Эти споры должны разрешаться большинством голосов европейских комиссаров. Уполномоченные Франции и Ита­лии почти во всех вопросах присоединяются к нашим, тогда как германские уполномоченные, как будто бы получили приказ всегда под­держивать точку зрения австрийцев, систематически враждебную нам; и это в вопросах, совершенно не касающихся Германии и чрезвы­чайно важных для нас.

Простите, дорогой дядя, откровенность моих слов, основанных на фак­тах, но я считаю своим долгом обратить ваше внимание на те грустные последствия, которые все это может иметь для наших добрососедских отношений, восстанавливая наши народы один против другого, как это уже начинает делать пресса обеих стран. Я вижу в этом работу наших общих врагов, тех самых, которые не могли выносить Союза трех императоров. Вы помните, что мы не раз говорили об этом с вами; вы по­мните, как я был счастлив, убеждаясь, что наши точки зрения на этот вопрос были одинаковы. Я прекрасно понимаю, что вы желаете сохра­нить ваши хорошие взаимоотношения с Австрией, но я не понимаю, ка­кой интерес для Германии жертвовать хорошими взаимоотношениями с нами. Достойно ли истинного государственного деятеля бросать на ве­сы личную ссору, когда дело идет об интересах двух великих госу­дарств, созданных для того, чтобы жить в добром согласии, и из коих одно оказало другому в 1870 г. услугу, которую, по вашим же соб­ственным словам, вы никогда не забудете? Я не позволил бы себе на­помнить вам эти слова, если бы обстоятельства не становились слишком угрожающими, чтобы я мог скрывать от вас занимающие меня опасения, последствия которых могли бы стать пагубными для обеих наших стран. Да сохранит нас от этого господь и наставит вас!.. Не сердитесь на меня, дорогой дядя, за содержание этого письма и верьте чувствам неизменной привязанности и искреннего расположения вашего все­цело преданного племянника и друга.

Александр».

Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк «Мысли и воспоминания»

ГОТланд, србска, война и мир, русские не сдаются, гордыня и гордость, Тюргеши, франджи, булгари, Эллада

Previous post Next post
Up