Британское правительство и армянский вопрос

Jan 21, 2018 12:09



Политика британского правительства в отношении Османской империи в конце XIX - начале XX веков была двойственной. С одной стороны, оно было заинтересовано в сохранении целостности Турции и поддержке ее, чтобы не допустить усиления в регионе других европейских держав и особенно России. С другой стороны, зверства турок и бурная реакция общественности страны на эти зверства, боязнь остаться в изоляции в случае дележа Турции европейскими державами заставляли правительство Великобритании участвовать в совместных акциях европейских держав.

Заинтересованность в Армянском вопросе британское правительство стало проявлять в конце русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Успехи русских войск в Западной Армении и захват ими Андрианополя (в 225 километрах от Стамбула) грозили тем, что Россия может установить контроль над всей Малой Азией. В Великобритании была объявлена частичная мобилизация, а в Мраморное море направлена эскадра. Воспользовавшись тем, что Австро-Венгрия также была против усиления позиции России на Востоке, 30 мая 1878 года (то есть менее, чем через три месяца после подписания Россией и Турцией Сан-Стефанского договора), правительство Великобритании вынуждает правительство России подписать англо-русское секретное соглашение, по которому Россия, наряду с другими уступками, отказывалась от завоеванных ею города Баязет и Алашкертской долины.
Пять дней спустя, 4 июня был подписан англо-турецкий оборонительный союз, согласно которому Великобритания обязывалась силой оружия защищать Турцию, если Россия попытается удержать захваченные ею Батум, Карс и Ардаган, хотя в англо-русском соглашении 30 мая Великобритания не настаивала на выводе российских войск с этих территорий. Взамен этого султан дал согласие на оккупацию британскими войсками острова Кипр.

Еще через девять дней, 13 июня по инициативе Великобритании, Германии и Австро-Венгрии созывается Берлинский конгресс с целью пересмотра условий Сан-Стефанского договора. Берлинский конгресс закрепил условия англо-турецкого соглашения и (как неоднократно указывалось выше) заменил статью 16 Сан-Стефанского договора на статью 61 Берлинского трактата, похоронив мечты армян об автономии в составе Турции.

/// Сан-Стефанский договор, статья 16
«Ввиду того, что очищение русскими войсками занимаемых ими в Армении местностей, которые должны быть возвращены Турции, могло бы подать там повод к столкновениям и усложнениям, могущим вредно отразиться на добрых отношениях обоих государств, - Блистательная Порта обязуется осуществить, без замедления, улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами, и оградить безопасность последних от курдов и черкесов»

Берлинский конгресс, статья 61

«Блистательная Порта обязуется осуществить без дальнейшего замедления, улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями в областях, населенных армянами, и обеспечить их безопасность от черкесов и курдов. Она будет периодически сообщать о мерах, принятых ею для этой цели, державам, которые будут наблюдать за их применением» ///

Дэвид Ллойд Джордж писал тогда: «По Сан-Стефанскому миру русские войска должны были оккупировать Армению, пока не будут проведены необ­ходимые реформы. Это постановление было отменено Берлинским трактатом 1878 года, который явился всецело результатом нашего угрожающего нажима и прославлялся нами как величайший триумф Англии, принесший "почетный мир". Армения была принесена в жертву на воздвигнутой нами триумфальный алтарь. Русские вынуждены были уйти; несчастные армяне снова были придавлены пятой своих старых угнетателей, обязавшихся "провести улучшения и реформы в провинциях, населенных армянами". Всем нам известно, как нарушались эти обязательства в течение сорока лет, несмотря на неоднократные протесты страны, которая была главной виновницей возвращения Армении под владычество турок. Политика британского правительства с роковой неизбежностью привела к ужасающим бойням 1895-1897 и 1909 годов и к страшнейшей резне 1915 года. В результате этих злодеяний, беспримерных даже в истории турецкого деспотизма, численность армянского населения в Турции сократилась больше, чем на миллион»



Один из основателей Консервативной партии и премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874-1880 годах Бенджамен Дизраэли, ярый противник условий Сан-Стефанского договора 1878 года, вынудил Россию подписать в том же году англо-русское соглашение, по которому Россия теряла часть территории с армянским населением, и заявил послу России, что Великобритания никогда не согласится на создание Русской Армении. Правительство Дизраэли подпи­сало секретную Кипрскую конвенцию с Турцией, в которой Великобритания, получив возможность оккупировать Кипр, обещала Абдулу Гамиду II помочь Турции против "происков" России". Правительство консерваторов было инициатором созыва Берлинского конгресса 1878 года, на котором Дизраэли заявил: "Мы приехали сюда из Англии устроить здесь дела турецкого султана и предоставить ему полную возможность проявлять свою власть в Турции" (Киракосян А., 1991 г.).



В 1894 году, получив первые сообщения о Сасунской резне, правительство Арчибальда Розбери всячески воспрепятствовало распространению в стране сведений о зверствах в Турции. "Несмотря на то, - писал в 1895 году ирландский журналист Эмиль Диллон, - что либеральному правительству были известны эти факты и другие, аналогичные им, лорд Кимберли (прим. министр иностранных дел в правительстве Розбери) не нашел возможным выступить против них и счел неудобным их обнародовать" (Геноцид армян.., 1982, с. 88).

Один из преемников Дизраэли на посту лидера консерваторов и премьер-министр страны (1885-1886, 1886-1892 и 1895-1900 годы) Роберт Солсбери в разгар Сасунской резни, 30 апреля 1895 года, заявил в Палате Лордов о невозможности защитить армянское население, так как "английские корабли не могут забраться на вершины Тавра" (Киракосян А., 1991е).

К ноябрю известия об истинном положении в Турции получили в Великобритании широкое распространение, что вызвало бурю негодования в стране. Под давлением общественности британское правительство призвало великие державы к совместным действиям.

Однако главной целью и правительства Розбери, и сменившего его кабинета Роберта Солсбери было не столько защитить армянское население в Турции, сколько лишить Россию возможности ввести свои войска на территорию Западной Армении. В цитированной выше статье Диллон писал: "Мы с самого начала помешали России прийти армянам на помощь и дать им хорошее управление и вместе с тем предоставили Турции полную возможность устроить в пяти провинциях новую Дагомею" (там же, с. 86).

Непрекращавшиеся сообщения о зверствах в Турции и бурная реакция общественности европейских стран вынудила их правительства выступить совместно. В апреле 1895 года правительство Розбери разработало проект реформ в Западной Армении, который, в слегка измененном виде, был представлен Абдулу Гамиду II правительствами Великобритании, Франции и России в мае того же года. И хотя султан вместо осуществления реформ развязал еще больший террор в отношении армян, британское правительство не предприняло ни одного шага, чтобы заставить его прекратить побоища.

В публичных заявлениях в парламенте и на митингах британские государственные деятели создавали впечатление, что они прислушиваются к мнению общественности страны и резко осуждают злодеяния Абдула Гамида II. Однако в феврале 1896 года Солсбери заявил, что положения Берлинского трактата 1878 года должны соблюдаться всеми подписавшими его государствами, и Великобритания не обязана в Армянском вопросе делать больше, чем другие державы (Киракосян А., 1991, с. 96). "Готовность" помочь армянам, но не более, чем помогают другие, - отличительная черта не только британского правительства.

Вплоть до начала мировой войны британские государственные деятели неоднократно выступали с осуждением политики Абдула Гамида II и младотурок (в основном во время и после Аданских погромов 1909 года), но никаких реальных шагов в этом вопросе британское правительство не предпринимало.



В 1914-1918 годах Великобритания находилась в состоянии войны с Турцией, и любая ее победа на ближневосточном фронте ослабляла палачей армянского и других подвластных младотуркам народов. Однако, как и прежде, правителей Великобритании судьба христианских народов не интересовала. Главная цель, которую они преследовали, была прежней - помешать усилению России в этом регионе.
Страх перед усилением России был настолько велик, что Великобритания и Франция совершили крупнейший стратегический просчет. По плану британского фельдмаршала Горация Китченера, "английские войска должны были высадиться на юге Турции в заливе Александретты. По мнению А. Баркера, в случае проведения этой операции, падение Османской империи произошло бы уже в конце 1915 года, и она лишилась бы своих владений в Армении, Месопотамии и арабских странах. Гинденбург "выражал свое удивление по поводу того, что державы Антанты не воспользовались этим слабым, незащищенным звеном и не вывели из строя Турцию - союзницу Германии" (Киракосян Дж., 1986, с. 210).
Вместо высадки в заливе Александретты британские и французские войска в попытке опередить русских в феврале 1915 года начинают военные действия в районе Дарданелл , которые закончились полным провалом. Разгромив англичан и французов, младотурки уверовали в свою непобедимость и развязали геноцид армян.

В феврале 1916 года, как только русские войска заняли Эрзерум и появилась угроза усиления России на всем Ближнем Востоке, Великобритания и Франция подписывают в мае секретное соглашение Сайкс-Пико (по имени авторов - британского генерала Перси Сайкса и французского дипломата Ф. Жоржа Пико), согласно которому территория Османской империи была разделена на пять зон. Были проведены границы, за которые страны Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Италия) не должны были переступать. Таким образом, экспансия России на Ближнем Востоке приостанавливалась.
Показательно, что в документах, которыми обменивались британские и французские дипломаты, термины "Армения" и "Армянский вопрос" не фигурировали. Однако для армянского народа это соглашение все же было выгодным, ибо под юрисдикцию России отходили Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис. Хотя правительство России было недовольно тем, что к Великобритании и Франции отходили большие территории, оно дало согласие на данный вариант раздела Турции, и после этого союзники подтвердили ее права на Константинополь и проливы.



После развала русского фронта на Кавказе Великобритания оказывала поддержку армянским добровольческим отрядам с целью использовать их в борьбе с турками на Кавказе, в Северной Персии и Месопотамии. Если во время переговоров П. Сайкса и Ф. Ж. Пико британское правительство выступало категорически против создания Армянского государства, то, начиная с июля 1918 года, когда крах младотурок был уже неизбежен, видные британские государственные деятели вновь заговорили о том, что по окончании войны Вели­кобритания будет добиваться полной независимости для Армении. Однако целью и осуждения режима младотурок, и сетований о судьбе армянского народа была не забота об армянах, а дискредитация противников - Турции и Германии.
В августе 1918 года, накануне полного краха режима младотурок, британское военное командование обещало "Диктатуре Центрокаспия" послать в Баку военную помощь: войска и оружие.
Власти Баку рассчитывали на значительную помощь. Чалхушьян (1919, с. 152) утверждал, что англичане обещали 10 тысяч солдат. Однако главнокомандующий британскими войсками А. Денстервиль (1925, с. 205) писал позднее: "Руководители Баку выразили мне свое глубокое разочарование по поводу прибытия такого незначительного отряда английских войск, на что я им возразил, что я никогда не обещал им ничего определенного".
Это позволило младотуркам сломить оборону Баку, ворваться в город и вырезать 30 тысяч армян, хотя, по признанию Денстервиля (там же, с. 208), прибытие еще всего лишь одной тысячи английских солдат "могло бы немедленно же спасти положение" ("общее число английских войск на бакинских позициях никогда не превышало 900 штыков" - там же, с. 204). О том, что Великобританию интересовала не судьба бакинских армян, а сам Баку, свидетельствует дальнейший ход событий. 15-17 сентября 1918 года турки учиняют резню армян в Баку - основные британские войска стоят в Персии. В октябре режим младотурок пал, и 17 ноября англичане входят в Баку.
В дальнейшем (апрель 1920 года) англичане вступают в переговоры с Кемалем. В ноябре того же года они поддерживают требование Франции пересмотреть условия Севрского договора. В марте 1921 года, на Лондонской конференции, британская делегация согласилась с тем, чтобы выражение "Армянское независимое государство" было заменено выражением "Армянский национальный очаг" на территории Турции. И это несмотря на то, что руководитель турецкой делегации Исмет Иненю заявил о том, что "создание подобного "очага" равносильно расчленению Турции, к чему всегда стремились европейские державы, и поэтому Турция не может предоставить даже "пяди земли" для осуществления этого плана" (Торосян Дж., 1991а). Идя на дальнейшие уступки кемалистам, в ноябре 1922 года - июле 1923 года на Лозаннской конференции европейские державы, в том числе и Великобритания, в подписанных ими документах не упоминали ни армян, ни их требований.

Хомизури Г. П. «Социальные потрясения в судьбах народов (на примере Армении)»

P.S. Тост Андраника на приеме у англичан

война и мир, русские не сдаются, гордыня и гордость, семена смуты, башиБОЗуки, ОПГ Остров, Арат, немезис, Тюргеши

Previous post Next post
Up