Jul 25, 2023 11:29
Парменид: бытие есть, а небытия нет.
Пифагорейцы: есть и бытие и небытие.
Гераклитовцы: бытие и небытие суть одно и то же и постоянно переходят одно в другое.
Из "Истории античной диалектики". М., 1972. С. 107.
Там, где возможно доказательство, нет веры, а есть только наука [Sienim demonstrari possent, non esset fides, sed scientia]
Боэций Дакийский (из Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972. С. 74)
"Так Боэций Дакийский пытался не только оградить науку от посягательств церковников, но и сузить область веры, лишая ее каких бы то ни было "научных оснований", данных ей христианской схоластикой, развитие которой нашло свое завершение в учении Фомы Аквинского".
Там же.
"Объективно отрицание аверроистами церковного авторитета было призывом к развитию опытного, научного знания о природе и человеке".
Там же. С. 79.
По сути аверроисты пытались четко отделить науку (философию) от веры и теологии. Гуманисты в этом плане не могли так далеко пойти, они опровергали церковный авторитет, но ставили философию в услужение веры (и той же теологии). Итальянские гуманисты в какой-то степени отбрасывали философскую мысль назад в средневековье. И в этом плане первыми гуманистами-возрожденцами следует считать парижских аверроистов, а вовсе не итальянских гуманистов, который пытались достичь консенсуса между религией и наукой-философией, поэтому нет ничего удивительного в том, что наступила контрреформация и гуманизм исчерпал себя, потому что стоял на крайне скудной и выхолощенной от подлинной человечности, свободомыслия, основе. Только новая эпоха, век Просвещения ("научная революция" XVII - XVIII вв., на которой он стоял) смог преодолеть европейское средневековье (эпоха Возрождения - эпоха и течение внутри средневековья) и вывести Европу в новое время - само Новое время
мысли,
история,
аверроизм,
Возрождение,
наука