Мысли по Возрождению - 1

Jul 19, 2023 16:25

(любительские зарисовки)

Почему Италия стала родиной гуманизма, хотя еще совсем недавно в XIII - начале XIV в. она «догоняла» южнофранцузскую поэзию и французскую литературу в целом? Французская литература XIII в. была явно ярче и разнообразнее итальянской. Французская литература питала итальянскую литературу (здесь, конечно, стоит добавить и сицилийское влияние), стоит вспомнить, что Петрарка воспитывался и долгое время провел в Авиньоне или в его окрестностях, предполагают, что он был билингвом. На мой взгляд, богатство южнофранцузских городов (в особенности, Прованса) и баронов, свободомыслие и позитивное отношение к жизни вследствие распространения ереси катаров-альбигойцев, стали той благодатной почвой, на которой произрастали, как бы я выразился, истоки гуманизма и предгуманизма, истоки итальянского Возрождения. Если гуманизм мог только изначально произрастать, а затем перейти в искусство, общую какую-то идеологию, в учения, педагогику, то первым гуманистом часто признается Петрарка, затем его последователь Боккаччо. Как пишет М.Л. Андреев: «В это время (т.е., в конце XIII в., - примечание мое) итальянская литература на народном языке делала свои первые шаги - её история едва насчитывала полвека, тогда как, к примеру, в соседней Франции миновало уже два столетия полнокровной литературной жизни (…) итальянская литература появилась на свет с опозданием - надо было спешить (в книге «Новеллино». М., 1984. С. 219; более подробно Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 196, 233 и далее). И как пишет В.В. Бибихина: «Петрарка был прямым наследником и завершителем другого мощного движения средневековой культуры, начавшегося в Провансе, продолженного северофранцузскими труверами, немецкими миннезингерами, сицилийскими и, наконец, флорентийскими лириками и Данте (Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М., 1982. С. 21). В принципе, Окситания смыкается с северной Италией. Бурное развитие городов, городского самосознания Италии обеспечили материальный и социальный фундамент, более демократическую среду, нежели феодальные сеньории или города Франции для развития новой культуры. Но в идейном плане пока не совсем объяснимо.
[Spoiler (click to open)]
Очень важный фактор - крестовые походы и разгром катаров сыграли свою роль в упадке южнофранцузской культуры. Далее близость Папы римского («авиньонское пленение») отрицательно влияли на развитие свободомыслия как в самой Франции, так и в южной её части. Более свободная и демократическая среда итальянских городов порождала слой не всегда благородного происхождения людей. Итальянские гуманисты даже постулировали идею благородства не через происхождение, а через личные заслуги, через образование, личные труды («Благородство зиждется на таланте, учености, нравственном достоинстве» - Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. С. 36). Широкая социальная база, более демократичная среда работали в пользу Италии. Вряд ли бы провансальско-лангедокский реигон, политически присоединенный к Франции жестоким военным путем, снова была бы готов целенаправленно продвигать какие-то новые свободолюбивые мотивы, концепции и учения. Франция была физически и морально-психологически разгромлена на юге, а идейно во втор. пол. XIIIв.на севере в парижском университете, где было подавлено течение аверроистов. Северная Италия подхватила знамя продвижения новой эпохи, нового осмысления античного наследия.

Казалось бы, на Петрарке и Боккаччо гуманистическая культура могла бы закончиться, как практически и случилось, но культура гуманизма начала развиваться вширь, уходя в искусство, историографию, философию, медицину, науку, педагогику. И это необъяснимо. В истории существуют такие феномены, которые трудно до конца понять и объяснить, как итальянское Возрождение, как эллинская культура, которая особо ничего не создала, но творчески так переработала цивилизационные достижения, что за несколько столетий явила собой ярчайшую вспышку человеческого гения. Каждое поколение и столетие в эллинской философии - это огромный шаг вперед. От крайне обобщенной картины мира Фалеса Милетского (VI в. до н.э.) за двести лет эллинская наука (и философия, как её часть) с промежуточным этапом через Платона и Аристотеля пришла к атомистике Демокрита и Эпикура! От стихийной диалектики Гераклита Эфесского до диалектической логики Аристотеля.
Вроде бы есть некие общественно-культурные феномены, но имеется такой фактор как время и обусловленность. Например, Леонардо да Винчи, сделав множество открытий и изобретений , так и остался для своих современников и ближайших по времени итальянских гуманистов всего лишь художником. Все изобретено и открыто (или подсмотрено у него) было заново. Или другой пример. Англия/Великобритания разгромила Голландию, стала владычицей морей, имела колонии для сбыта дешевых товаров, имелся, так сказать, первоначальный капитал, но она еще не имела возможности (не хватало знаний, идей) стать флагманом начала промышленной революции, когда все вместе и породило такое глобальное явление (даже систему социально-экономических отношений в планетарном масштабе) как капитализм, не открытый, но сформулированный К. Марксом.

Можно сказать, что всему свое время.

мысли, история, Возрождение

Previous post Next post
Up