Л.М. Брагина в историографическом обзоре пересказывает интересные мысли Кристеллера о сущности Возрождения, не видевшего принципиальных изменений, по сравнению со средневековьем, в философской мысли Возрождения (Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV. Учеб. пособие. М., 1977. С. 20 - 21). Противоречия возникают от самой постановки вопроса: что понимать под Возрождением. У меня появилась мысль, что противоречия можно снять за счет принятия разных стадий Возрождения. Возрождение - это итальянский гуманизм, вторая стадия Возрождения. Первая стадия Возрождения - это эпоха XII - XIII вв., когда, действительно, стали возвращаться к осмыслению античного наследия (поэзия трубадуров и романистика Франции - ярчайшее явление средневековья). Родиной первой стадии является Франция, особенно Южная Франция. В литературном отношении итальянский гуманизм через литературу восходит к Провансу и Окситании в целом. [Spoiler (click to open)] Важной чертой антикизирующей средневеково-христианской мысли являлась борьба с ортодоксией, церковными догмами. Христианская идеология вступала в конфликт с языческим античным наследием, церковными догмами, которые были выработаны к этому времени и закреплены фактически в трудах Фомы Аквинского. Поскольку все гуманисты и философы средневековья и Возрождения верили в Бога, то изначально у них осмысление античного наследия преломлялось через примат веры в Бога. Фактически они не боролись с религией, а боролись с религией в лице Церкви и каких-то установленных традиционных клише-канонов, будь то чтение Библии (фактически она читалась в переводах, да еще неизвестно каких переводах), схоластика, тезисы Августина и прочих «святых», превращенные церковью в догматы. Если идеи аверроизма и присутствовали у отдельных итальянских гуманистов, то это была игра в идеи аверроистов. Подлинного глубокого философского течения на основе аверроизма итальянские гуманисты так и не смогли выработать. Они оставались на позициях средневеково-античной философии, разбавленной отдельными установками об индивидуализме, благородстве, познании через опыт и т.д. Фактически до XIX - XX вв. подлинного атеизма вряд ли можно найти. Уже древние тексты говорят о наличии кризиса веры в традиционных богов, традиционной религии, но вот подлинного атеизма в них нельзя найти. Даже Эпикур, отвергая привычные религиозные установки, признавал существование богов.
Если XII - XIII вв. - время создания больших концепций на материале осваиваемого античного наследия, то итальянский гуманизм обращается непосредственно к человеку, к индивидуальности. Напрашивается далекая аналогия (лично моя ассоциация, не более). Первый период - как героический эпос Гомера и поэмы трудов Гесиода, второй период - как лирика Архилоха, Сафо, Алкея и др., авторы обращаются к внутреннему миру человека, спорят с прежними коллективистскими установками, когда лично-индивидуальное входит в противоречие с общественным, коллективистским началами.