На девятый день нашей поездки мы прибыли в крупнейший город Кузбасса - Новокузнецк. Он встретил нас солнечной и теплой погодой: резкий контраст с тем, что было накануне в Черемушках и Абакане. Там у нас были обширные планы: я хотел добраться до Осинников - небольшого города в 20 километрах от Новокузнецка, где все еще работают трамваи Рижского вагоностроительного завода.
В Осинники мы выехали на электричке около половины одиннадцатого. По пути к нам в вагон зашел целый ансамбль, исполнивший «Черного кота» под аккомпанемент двух гитар, саксофона и скрипки. Надо отдать им должное: сыграны они хорошо, что и было оценено - денег им дали многие.
До Осинников мы добрались минут за 20: по подсказке одной из пассажирок. Мы вышли не на самой станции, а на находившейся за ней платформе «405 километр», которая находится чуть ближе к центру города.
Мы вышли из поезда и пройдя немного вдоль стадиона, увидели едущий РВЗ. Трамвайная линия проходила совсем рядом с железной дорогой.
Мы вышли на центральную улицу, носящую имя Кирова, и пошли вдоль нее, снимая проезжающие вагоны. Ходят они тут часто: несмотря на то, что было воскресенье, интервал был менее 10 минут.
Застройка в центре города - преимущественно из невысоких сталинских домов.
Сделав несколько снимков в центре, мы решили проехать несколько остановок. Сев на трамвай маршрута №3, мы поехали вдоль улицы Кирова. Линия скоро свернула с нее на достаточно крутой склон, за которым был трамвайный узел. Вагон свернул на боковую однопутную линию. Через одну остановку мы доехали до депо.
Местный билет
Разъезд на однопутной линии у депо.
Подойдя к депо я заметил вагон-памятник.
Что это за вагон - я так и не смог понять: скорее всего, что-то служебное, поскольку двухосные пассажирские вагоны здесь никогда не работали (движение на линии открыли МТВ-82, впоследствии замененные на РВЗ).
Общий вид на территорию депо.
Здесь же, у входа, стоял единственный местный КТМ - снегоочиститель.
Неровные пути:)
Местный ЛМ-93: в 1994-99 гг. в Осинники поступили 9 подобных машин, частично заменивших РВЗ. Тогда же, в начале 90-х, пробовали закупать КТМ-ы на замену снятым с производства РВЗ, но они здесь не прижились. В результате Осиннники сегодня - один из двух городов в России, использующих только отечественные вагоны, но не Усть-Катавского завода.
ЛМ-99: три контакторных вагона данного типа были закуплены в течении 2000-х. В 2008 пришел еще один вагон (ЛМ99АВН) с асинхронными двигателями, но в постоянную эксплуатацию к лету 2009 ввести его так и не удалось: его токоприемник не уживается с местной контактной сетью, да и персонал местного трамвайного управления попросту боится новой техники!
Еще один знак для трамвайщиков:)
Среди бегающих по улицам автобусов обнаружился в том числе такой раритет
Что запомнилось в Осинниках - так это обилие социальной рекламы. Чем оно обусловлено - не знаю. Может, это политика городской администрации, а возможно - тем, что рынок рекламы сильно пострадал от кризиса.
Наше все: куда уж тут без них…
Пройдя южную часть города, мы добрались до конечной станции «Южная»
После мы решили идти на вокзал, чтобы успеть немного побродить по Новокузнецку. Проходя мимо городского парка, мы заметили там нескольких деревянных идолов
Рядом с ними была небольшая экспозиция военной техники
Вокзал «307 км» Пришли мы вовремя: электричка была через 10 минут
День 1: Москва День 1: Москва: музей ГУЛАГа День 2: Усинский тракт День 2: Кызыл - Енисей и аржааны День 3: Кызыл : буддийский храм и центр города День 3: озеро Дус-Холь День 4: федеральная трасса «Енисей» и заповедник «Убсунурская котловина» Дни 4 и 5: озеро Тере-Холь День 5: Национальный музей имени Алдан Маадыр День 5: Национальный музей имени Алдан Маадыр, Тувинская Народная Армия. День 5: Последний вечер в Кызыле: монумент «Центр Азии» и немного о тувинцах. День 6: Шушенское: в гостях у Владимира Ильича-1. День 6: Шушенское: в гостях у Владимира Ильича-2. День 7: Аскиз: за последним ТЭ3 День 8: Саяно-Шушенская ГЭС: за два дня ДО