Чувства психолога
- Доктор, что это у меня?
- О боже, что это у вас???
(с) почти анекдот
На индивидуальных и групповых супервизиях для начинающих психологов часто поднимаются темы самых разных чувств и состояний. Тревоги и страха, злости и бессилия, вины и стыда во время или после консультации. Переживания и так не самые приятные, а уж если они возникают непосредственно в контакте с клиентом, это может стать серьезным препятствием в работе с ним. Но даже если удалось справиться с чувствами в моменте, по окончании специалисту необходимо как-то обойтись с этой ситуацией. Можно конечно выдохнуть и забыть, но похожие ситуации с похожими клиентами и похожими переживаниями возникают снова и снова. Чувства могут переполнять консультанта, вызывать у него дополнительный стресс, снижать эффективность работы, вызывать сопротивление вплоть до прекращения профессиональной деятельности.
Супервизор помогает начинающему специалисту выговориться, встречает все его чувства, связанные с конкретным клиентом, ситуацией на консультации или самоотношением. Кроме контейнирования переживаний, супервизор может помочь разобраться, откуда они «пришли»: из ограничивающих убеждений консультанта, из его болезненного опыта, из контрпереноса (резонанса) с клиентом, или из реальности их контакта. Часто бывает всего понемногу. Например, если клиент действительно нарушает границы (сильно опаздывает), консультант естественно чувствует злость. В то же время, у консультанта может быть убеждение, что на клиента нельзя злиться. Оно поддерживается тем, что консультанта в детстве отвергала мама, когда он выражал ей свою злость. И в то же время в опоздании часто проявляется сопротивление клиента терапии, либо его способ обходиться в своей жизни с контактом, границами и т. д. И этому способу клиент так же обучился в опыте отношений со значимыми людьми - например, родителями…
Почему я делаю акцент на начинающих? Совсем не потому, что у опытных не случается таких переживаний! Случаются только так, на то мы и живые люди. Я волнуюсь перед каждой первичной консультацией с новым клиентом. Я пугаюсь, когда что-то идет не так. Злюсь, когда мне не нравится происходящее. Печалюсь, если произошел разрыв контакта с клиентом. Мне стыдно, если накосячила. А особенно стыдно предъявлять коллегам эти косяки! Просто у тех, кто работает дольше и остается в профессии - больше опыта быть встреченными в супервизии, интервизии и личной терапии с этими сложными чувствами. Больше своих наработанных способов с этими чувствами обходиться и даже - невероятно! - использовать их для улучшения контакта и эффективности работы.
На мастер-классе мы будем узнавать, называть, встречаться с разными неудобными чувствами, разделять их с коллегами, и даже находить в них ресурс!
Подробности здесь:
Мастер-класс для начинающих психологов