Образование и ЕГЭ

Nov 04, 2014 14:20

Источник - Афтершок.



Доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой геометрии и топологии Петрозаводского государственного университета рассказывает о том, как ЕГЭ убивает школьное образование. Доклад длится 1 час 11 минут, но отлично аргументирован, поэтому советую всем неравнодушным посмотреть полностью.

Основные тезисы профессора:

* С 2011 по 2014 год средний балл ЕГЭ по математике снижается (за исключением 2013 года, когда был вброс ответов).

* Задания ЕГЭ уровня B, которые нужно решить, чтобы получить "3" балла чудовищно примитивны (например: 1. Поезд выезжает из Санкт-Петербурга в Москву в 23:50, прибывает в 7:50. Сколько часов поезд был в пути? ; 2. Посчитать по графику, сколько месяцев в году температура была выше 18 градусов? ; 3. Сложение пятизначных чисел столбиком; 4. Посчитать площадь ромба по элементарной формуле (половина произведения его диагоналей) ; 5. Решить примитивное уравнение: 3x-1 = 27 ; 6. Примитивная задача по теории вероятностей: в коробке 20 шаров - 4 белых, 16 чёрных. Из коробки наудачу достают один шар. Нужно определить вероятность того, что он белый. 4/20=0,2 и т.п.). Решение всего трёх (!!!) подобных задач даёт три балла по математике в аттестате.

* Для решения всех задач ЕГЭ уровня В (15 задач) требуется только 15% знаний из школьной программы математики.

* Учителя сегодня оценивают по среднему баллу ЕГЭ и отсутствию двоечников. В балльной шкале оценки заданий ЕГЭ заложена оптимальная стратегия для учителя (примитивные задания блока B оцениваются так же, как сложнейшие блока С - уровня мехмата МГУ, которые могут решить 1-2 ученика из класса): следовательно, он мотивирован натаскивать учеников на решение простейших задач.

* Со следующего года принято решение разделить ЕГЭ по математике на базовый и профильный - т.е. базовый будут сдавать все, а профильный - те, кому математика нужна для поступления в ВУЗ. Базовый экзамен не будет оцениваться в баллах (зачёт/незачёт). Профильный останется в баллах. Это позволит фиктивно поднять средний балл по ЕГЭ, и сказать, якобы математика на подъёме.

* В базовом уровне задачи будут ещё более упрощены (например: в квартире две комнаты 3X6 м и 4X5 м. Найдите площадь большей комнаты). Это уже детский сад.

* Российская программа обучения математике в школе - самая сложная в мире, но доживает последние годы.

* Ещё 20 лет назад наше математическое образование, созданное в конце XIX века, было лучшим в мире.

* Главная идея ЕГЭ - отделить школу от образования, чтобы в школе образования не было вообще, уничтожить массовое, неэлитарное образование.

* Что нужно делать: 1. восстановить обязательные выпускные школьные экзамены в 9, 11 классам по основным дисциплинам, преимущественно в устной форме, в присутствии педагогических комиссий и родительских комитетов; 2. убрать ЕГЭ в качестве вступительного экзамена, пусть ВУЗ сам решает, как организовать процесс поступления.

image Click to view



Добавлю от себя как от молодого отца, чей сын пошёл в школу. ЕГЭ это только верхушка айсберга. Поясню - после первой четверти сына я был шокирован. Фактически, в школе уничтожена мотивация к успешной учёбе. В начальных классах, которые задают подход на всю последующую школу, нет оценок (а ведь это не только кнут, но и пряник - умные дети не получают признания) и нет дисциплины. Дети могут прогулять несколько дней, не принося справок, лишь бы не "переутомлялись". Домашнее задание никто не проверяет - а это сильно расхолаживает. Зачем детям делать то, что никому не нужно? Т.е. нет ни кнута, ни пряника. Спасибо, что вообще в школу пришёл.

При всем моем уважении к СССР, уравниловка и формализм были в числе причин распада Союза. И современная система образования ухудшила ситуацию "уравниловки" даже по сравнению с Союзом. Будут тянуть весь поток - глупых и умных, ответственных и лоботрясов. А ведь эскадра плывёт со скоростью самого медленного корабля. Т.е. система, заточенная на единообразие, неизбежно будет снижать стандарты до соответствия этих стандартов самым тупым ученикам.

При этом гененрится большой поток в ВУЗы и старшие классы из учеников, которых за уши "затащили", лишь бы закончили. Ведь школы заточены на улучшение своей статистики, а не на высокий уровень выпускников. На рынке переизбыток лоботрясов, которые получили высшее образование непонятно зачем. Само понятие высшего образования девальвируется в такой ситуации. И отсюда нехватка квалифицированных рабочих.

Правильный подход должен учитывать, что все люди (дети это люди) разные - с разным уровнем самомотивации, разными способностями и семейным положением. И для учёта уровня ученика жизненно необходимы механизмы, позволяющие уйти желающим (в 9-м классе пойти в ПТУ, к примеру) и отсеять несправляющихся (ежегодные экзамены, с оставлением на второй год или переводом в более низкоуровневую школу) из общего потока "дотянем всех до 11 класса - дальше ВУЗ". После этого уже можно было бы обсуждать, что такое ЕГЭ и о чём вообще речь. Именно уравниловка и отсутствие градации в обучении умных и глупых приводят к тому, что уровень преподавания подстраивается под глупых, а не под умных. И именно поэтому логично падает общий уровень, фиксируемый ЕГЭ.

Россия, коррупция, образование

Previous post Next post
Up