Дома у каждой запасливой хозяйки хранится под кроватью чемоданчик, где лежат штуки для непредвиденных праздников. Ароматические свечи, носки с оленями и без, кружки, футболки, ну, в общем, если нагрянул праздник, то хозяйка хватается не за сердце, а за чемоданчик. Я предлагаю всем рачительным людям срочно раздарить половину чемоданчика, а оставшуюся половину заполнить книгами «Я хочу в школу». А дальше расслабиться совершенно на весь оставшийся год - книги эти можно дарить детям, взрослым, любящим школу, ненавидящим школу, любящим читать и ненави...ой, то есть и обожающим читать. В общем, всем. Особенно, если сделать прыжок лососем, поймать авторов на одной из выставок и упросить подписать все книжки «из чемоданчика». Открою тайну - у них самые смешные обращения к читателям из тех, что я видела. Открывает ребёнок подаренную книжку и... фыркает.
А потом листает дальше...
««Предлагаю убить Анечку», - вдруг сказал Женька».
Ну, думаешь: «Ха-ха. Всё понятно. Первое правило драматурга - затянуть внутрь первой фразой. Второе - выдавать информацию по битам». Думаешь эдак вальяжно, а сам-то, сам - быстробыстробыстро читаешь, чтобы понять: что там с Анечкой, а? Зачем её убить?! Играют, да? Но во что, а?
И так всю книжку. Один мой хороший друг прочёл эту книжку за ночь. И не где-нибудь, а на фестивале «Детские писатели вокруг ДЕТГИЗа». То есть там вообще-то... много всего было...для чтения.
Проблема в книге заявлена более чем чётко. Есть хорошая школа. Великолепная школа. Просто - лучше не бывает. Как из советской книги в жанре научной фантастики. Только там эти школы на Луне были или на Марсе, и преподавали в них роботы. А тут - пожалуйста. Под боком. Преподают люди, и какие!
Дети любят эту школу, учителя любят эту школу, всех объединяет тяга к знаниям: одни их жаждут, другие ими делятся. В школе нет уроков в привычном смысле слова, есть проекты, в которые дети вкладываются умом и душой. Нет классов в обычном понимании этого слова - есть группы, и в них учатся дети разных возрастов. Главная и единственная мотивация в этой школе - не оценки, которые могут снизить, не наказания, которых вовсе нет.
«Да причём тут оценки! - Юля мотнула головой так, что хвост чуть не хлестнул её по щекам. - Опозорились же!»
И вот, чудесную школу по каким-то причинам закрывают. Группы расформировывают, и учеников отправляют в обычные школы, в те самые, которые привычны читателю.
И читатель затаивает дыхание. Ну, сейчас начнётся.
Действительно, начинается. Прежде всего, группа ребят-главных героев книги, проходит такие испытания, о которых они и не подозревали.
Сначала они воспринимают происходящее как очередной проект. Даже пишут план: «Выживание в обычной школе», где формируют цели проекта и его предполагаемые этапы. Но теоретические знания о природе человеческих взаимоотношений вдруг оказываются слишком теоретическими. И хотя сначала фраза Ворона «эти лохи жизни не поняли» вызывает возмущение читателя, Впалыч, талантливейший педагог из чудесной школы позже подтверждает его слова:
«Этому («жить в лесу месяц без продуктов», «быть под водой без воздуха три минуты») мы вас научили. Натаскали. А вот жить в реальном обществе забыли научить. И эта проблема стала общей».
Вот за это я люблю авторов Евгению Пастернак и Андрея Жвалевского. Внешне их миры всегда дихотомичны, что бы ни противопоставлялось - разные эпохи, разные места, разные школы. Но они всегда показывают, как одно легко проникает в другое. Как и одном мире, так и в другом обнаруживаются как достоинства, так и недостатки.
«Какие могут быть достоинства у обычной школы?» - проворчат скептики. А вот такие: в обычной школе долго привыкали к понятию флешмоба, но всё же, когда привыкли, «даже некоторые учителя встали в цепочку». Вот так-то!
Отдельного внимания и похвальбы заслуживает образ Юли-Кошки. Это потрясающе удачный образ. Прежде всего, потому что Кошке выпадают самые серьёзные испытания, и то, как она преодолевает их, вызывает восхищение. «Я стану главной! - сообщила Кошка, зарываясь в компьютер, и добавила себе под нос. - Чего бы это ни стоило...» Можно ли стать главным, чего бы это не стоило? Так ли хороши все средства для достижения цели? И кто будет рядом с тобой и в минуту успеха, и в минуту поражения?
Но больше всего меня лично потряс вопрос Кошки, на который авторы не дают определённого, чёткого ответа, но который представляется мне невероятно важным. Когда Кошка узнаёт, что чудесную школу расформировывают, она яростно кричит:
«Лучше б я не знала, что так бывает! Если б мы с самого начала учились, как все.. Мы бы были, как они! Мы б не знали, что бывает по-другому! Мы бы шли в школу, как на каторгу! Мы бы умели матом ругаться! Вы нас убили, понимаете, да? Мы ж теперь пушечное мясо!»
Это невероятно важный вопрос к читателю. Как лучше? «Никогда хорошо не жили, и лучше не начинать?». Или хорошо, когда ты знаешь, что твоя жизнь может быть лучше, даже если в данный момент она далека от совершенства? Мне этот пассаж напомнил главной вопрос книги Кадзуо Исигуро «Не покидай меня». Герои учатся в замечательной школе, а после окончания их ждёт медленная смерть. Главный вопрос книги: нужна ли замечательная школа? Или лучше было бы сразу - привыкать к медленной смерти? Но это вопрос ко взрослому читателю, а Жвалевский и Пастернак задали его детям. И мне кажется, было бы весьма увлекательно обсудить эту тему с подростками.
Чего мне не хватило в книге? Только капельку, только самую малость, ну просто чтобы к чему-то придраться, нельзя же совсем ни к чему. Мне показалось, что все герои группы, кроме Кошки, слишком положительные. Мне не хватило их каких-то чисто человеческих слабостей, особенно у Ани, Жени и Молчуна, хотя Дима тоже ведёт себя несколько по-пионерски. Но это вряд ли можно считать серьёзной придиркой (тем более, от меня, моя корова точно может помолчать!). Наверное, дело в Кошке - она очень яркая и объёмная, так и тянет остальных сравнить с ней.
И ещё, если честно, не хватило описания механизмов чудесной школы. Возможно, каких-то её слабых черт. Не могло же не быть, а? Да, я понимаю, что главная её слабая черта была в том, что такую хорошую школу очень легко снести с лица земли просто потому что она «другая», непривычная, а всё, что странное, пусть даже чудесное - пугает обывателя. Но всё же, наверняка не все проекты удавались, не все учителя оказывались энтузиастами, не все дети обожали учёбу (хотя тут Ворон хорош вполне, его, в общем-то, достаточно).
Но это так, пара мелких брызг. Следует ещё отметить языковую смелость авторов. Они пишут именно так, как говорят современные дети, и авторы искренне и с явным удовольствием передают все эти «лохи», «красавчег», а также упоминают всё, чем действительно живут современные подростки, все скайпы, 3D презентации, флешмобы и планшеты. И юмор, отличный юмор!
От просто комической зарисовки:
«Анечка схватила любимого учителя за руку и от переполнявшего её неизъяснимого восторга прыгала на двух ногах и визжала, пока находчивый Молчун не сунул ей в рот огромный, с кулак, чупа-чупс. Визг прекратился, прыжки - нет».
до мрачного истинно подросткового юмора:
«Жизнь ещё хуже, - ответил Дима, - Всё время какая-то фигня происходит, и никакого хеппи-энда...»
В общем, вы как хотите, а я, пожалуй, пойду срочно раздаривать все носки с оленями и заполнять секретный чемоданчик хорошими нужными вещами, при акте дарения которых испытываешь гордость и зависть, что человек-то «Я хочу в школу» ещё чита-а-а-ал! И что у этого человека впереди - больша-а-ая радость.