Маутхаузен

May 13, 2013 15:07

Девятого мая мы все-таки побывали в Маутхаузене.

В прошлый приезд я не заходила на территорию самого лагеря, просто обошла его кругом, осматривая мемориалы и памятники. Тогда думала, что больше никогда сюда не приеду, настолько мрачный осадок остался.



В этот раз зашла внутрь. Страх и ужас, но не от мысли о смерти и страдании, а от какой-то бытовой обыденности увиденного.
Выплакалась я сразу при входе, потом наступило какое-то абсолютное спокойствие, даже апатия.
















Только постоянно мешал запах в бараках - еле уловимый, но тошнотворный до обморока.
Я сначала решила, что мне кажется, к тому же приехала еще больная и разбитая, мало ли что в таком состоянии померещится.
Но нет, запах, оказывается, чувствуют многие. И мои соседи-австрийцы, когда я им рассказывала о поездке, первое, что сказали - мы много лет назад были в Маутхаузене, там какой-то странный запах!

Хотя вроде пахнет нагретым на солнце деревом и сейчас помещение барака чем-то напоминает лагерь, но совсем не концентрационный



шкафчики для одежды у входа





в коридоре чаны для стирки белья



дурдом какой-то, но в этих помещениях действительно чувствуется надежда - тут жили заключенные, работающие в карьере, их хотя бы кормили. На фото из концлагерей часто совершенно изможденные люди, просто живые скелеты и я все думала - ну как же они могли работать, им и встать-то наверное тяжело было.
Но они и не работали, в Маутхаузене это были обитатели блока смертников. Их просто переставали кормить.



и вот возвращаясь к побегу советских офицеров из блока 20. В марте 1944 года вышла секретная директива для лагерных служб SD о проведении операции Kugel-Erlass.

Операция пуля - расстреливали советских офицеров, попавших в плен или уже находящихся в плену. Их в Маутхаузене даже не регистрировали, ставили клеймо "К"- Kugel. Не кормили.
И вот как эти люди, безоружные и обессиленные (многие прибыли в Маутаузен из других лагерей) смогли захватить смотровые вышки с вооруженной охраной и уйти через ограждения? Непостижимо.



От блока 20 остался только этот камень с номером. Само здание снесли после войны местные жители





Лагерный изолятор для нарушителей режима. Господи, в таком месте еще и карцер был...







Несколько раз пересекались с группой пожилых немецких туристов, и я краем ухе слышала, как гид им говорил о том что сейчас невозможно осознать и понять нашим мирным умом многих вещей, но у войны свои законы и люди вынуждены им подчиняться.

Но я почему-то именно в Маутхаузене поняла, что человека-то как раз вряд ли что-то может изменить, даже война. И работать в таком лагере например смог бы далеко не каждый солдат. Воевать - да, но не убивать безоружных.

ударники лагерного труда



газовая камера



крематорий









зал памяти





тут мелким шрифтом имена погибших



кладбище безымянных но не забытых





музейное фото



сейчас лагерь выглядит так же, снесена лишь часть жилых бараков





памятник жертвам "Охоты на зайцев" в Риде. Если кто не читал, про нее мой предыдущий пост.



Я сначала поразилась дикости местных жителей, а потом подумала, что госпропаганда способна перемолоть любые могзги, особенно если этими мозгами мало пользуются.

Взять хоть ту же эпоху развитого социализма, ее многие еще хорошо помнят - в какую только хрень люди не верили.
А вот сейчас скажут про сбежавших вооруженных боевиков неважно какой национальности и объявят их особо опасными рецедивистами и что?

Думаю, какой-нить деревенский житель обнаружив после такого сообщения в своем сарае страшного незнакомого человека (и язык еще непонятен, не объяснишься, не понять, что ему нужно!) даст ему лопатой по башке просто от неожиданности. Не знаю...

в общем люди, будьте бдительны!











почти с того же места фотографировала, что и 15 лет назад. Только тогда зима была, а сейчас май.


Австрия, мои фото, Верхняя Австрия, история

Previous post Next post
Up