За три месяца до Победы

May 08, 2013 21:17

В этом году на День Победы хотела хотела съездить в концлагерь Маутхаузен (Mauthausen), но обстоятельства не позволяют.
Поэтому прото расскажу про него.

Построенный узниками Дахау в 1938 году, Маутхаузен первоначально был местом заключения особо опасных преступников-рецедивистов, а с 1939 года сюда начали привозить политзаключенных.
Именно в Маутхаузене погиб генерал Дмитрий Михайлович Карбышев - после избиения и пыток был облит водой и замерз на морозе. В ту ночь участь Карбышева разделили еще 500 советских офицеров.

С лагерем Маутхаузен связана одна история, если конечно весь этот ужас можно называть историей . Хотя по большому счету это всё история, история страшной войны.

В 1944 годы в Маутхаузене был построен блок специально для советских заключенных. Блок 20, или как как его называли блок смерти.
Привезенных сюда военнопленных даже не регистрировали, лишь метили клеймом. Уничтожали смертников не сразу, на них ставили эксперименты или просто отрабатывали удары, забивая насмерть.
К началу февраля 1945 года в блоке смертников находилось чуть меньше шестисот человек. Прекрасно зная, что ждет их в ближайшем будущем, пленники решили бежать. Безумная идея и единственный шанс хоть кому-то остаться в живых.

2 февраля 1945 года пятьсот советских военнопленных совершили побеги из Маутхаузена. За ворота лагеря сумели пробиться 479. Пленники разделились на мелкие группы и те из них, кто заходил в ближайшие дома с просьбой о помощи, были немедленно схвачены - в этих домх размещались семьи офицеров СС.
Наутро местных жителей оповестили о том, что из лагеря сбежали 500 опасных преступников . Особо подчеркивалось, что все беглецы - убийцы и бандиты, представляют смертельную угрозу для местных и должны быть как можно скорее обезврежены.

Дальше привожу отрывок из статьм журналиста Владимира Близнекова:

Бургомистры всех окрестных населенных пунктов собрали на сход местное население, где объявили бежавших опасными преступниками и «вооруженными монголами», которых нельзя брать живыми, а нужно уничтожать на месте . На поиски смертников были мобилизованы фольксштурм (народное ополчение), члены нацистской партии и беспартийные добровольцы из местного населения, гитлерюгенд и даже аналог гитлерюгенда для девушек.

Так как многие из этих добровольных преследователей и большинство эсэсовцев были страстными охотниками, а своих жертв они людьми не считали, то данная акция получила цинично-шутливое название «Mühlviertler Hasenjagd», что переводится с немецкого как «Охота на зайцев в округе Мюльфиртель».

То как она происходила описал местный жандарм Йохан Кохоут: «Люди были в таком азарте, как на охоте облавой. Стрелялось во все, что двигалось. Везде, где находили беглецов, в домах, телегах, скотных дворах, стогах сена и подвалах, их убивали на месте. Снежный покров на улицах окрасился кровью» .

Сам процесс охоты на людей продемонстрирован в фильме австрийского режиссера Андреаса Грубера «Охота на зайцев», вышедшем в свет в 1994 году, к 50-летию окончания Второй мировой войны. Хотя режиссер и не пожелал показать в фильме наиболее одиозные зверства австрийских «охотников» на русских военнопленных, однако в документальном фильме, выпущенном в приложение к фильму Грубера, содержатся свидетельства очевидцев, которые утверждают, что это была не совсем нормальная охота с ружьями «как на зверя», поскольку многих беженцев, особенно пойманных живыми, не расстреливали, а забивали насмерть подручными средствами самым жестоким образом. Причина подобного отношения к ним состоит в том, что на них просто жалели патроны.

Три недели продолжалась садистская акция под названием «охота на зайцев». Для подсчета количества жертв - число бежавших смертников 419 должно было сойтись - трупы свезли в деревню Рид ин дер Ридмаркт в четырех километрах севернее от Маутхаузена и свалили на заднем дворе местной школы.

Подсчет жертв осуществлялся путем зачеркивания нарисованных мелом 419 палочек. У нацистов счет не сошелся. На земле было 410 трупов, 9 палочек остались незачеркнутыми. В настоящее время известны имена этих девяти (по другим данным одиннадцати) советских военнопленных из блока смерти, которым удалось спастись. Большинство счастливчиков спаслось без помощи местного населения - которое в большинстве случаев, если не само убивало их на месте, то сразу выдавало эсэсовцам.

Они смогли надежно спрятаться и потом добраться до чешской границы, встретив там Красную армию. Только двоих советских беженцев - украинцев Михаила Рыбчинского и Николая Цемкало спасла у себя одна мужественная австрийская женщина Мария Лангталер, четверо сыновей которой находились в то время в рядах Вермахта на фронте. Она потребовала у членов своей семьи не выдавать несчастных СС и с риском для собственной жизни, поскольку СС и фольксштурм обыскивали все дома местных жителей, прятала их у себя в доме на хуторе Винден до конца войны. Ее подвигу посвящена книга австрийского журналиста Вальтера Коля «Тебя тоже ждет мать». („Auch auf dich wartet eine Mutter“).

Я была в Маутхаузене. Место с жуткой отрицательной энергетикой, которую ощущаешь физически. Фотография сделана пленочной мыльницей много лет назад и я ее еще перефотографировала, потому такое качество.
Но мне она нравится и свои чувства в момент съемки я помню до сих пор.

мирные домики, дым из трубы в закатном небе и я смотрю на это сквозь лагерные заграждения. 60 лет назад это место наверное выглядело так же...Тогда я еще не знала об "Охоте на зайцев"



Всех с наступающим праздником, мира и добра!

Австрия, мои фото, Верхняя Австрия, история

Previous post Next post
Up