текст: Дмитрий Скирюк
Есть игры, которые породили множество других - красивых, необычных, увлекательных, а сами исчезли. Знатоки могут вспомнить: да была такая, но сейчас в неё не играют. У любой игры есть недостатки, после выявления которых появляется новая версия, а старую забывают. Так шатрандж превратился в шахматы, табула сменилась нардами, а карточную нодди вытеснил продвинутый криббедж. Эволюция не дремлет. Но в музее мы смотрим на мамонтов и динозавров - и нам жаль, что они вымерли.
Сегодня я расскажу даже не про игру, а целое семейство игр на доске с давно исчезнувшей разметкой. Родом она из Египта и сперва была
Мельницей (в её основе 4 простейшие сетки). Арабы разнесли эту схему по свету, и когда испанцы отвоевали Пиренейский полуостров, то в обнаружили загадочную игру, которую те называли «al-qirkat» («крепость»). Фишки в ней ходили по линиям, как в Мельнице, но рубили уже как в шашках - прыжком. Испанцы переиначили игру в «алькуерк» (alquerque), точно так же, как реку Вад аль-Кебир - в Гвадалквивир, а гору Джебел аль-Тарик - в Гибралтар.
Правила в испанских трактатах были изложены нечётко, и Гарольд Мюррей предложил свою версию:
* При расстановке каждый игрок ставит 10 фишек на первые линии и две - на средней, справа. Центральное поле свободно. Кто ходит первым, определяет жребий.
* Фишки ходят вперёд или вбок на одно перекрестье, также по диагоналям (вперёд, согласно разметке). Дамок нет. Взятие шашки противника осуществляется прыжком, на свободное перекрестье за фишкой противника. Взятие одной фишки обязательно, но это не относится к серии: та может быть прервана в любой момент, её направление и выбор зависят только от игрока. Рубить, как в шашках, максимально возможное количество не обязательно. Фишка в ходе серии взятий не может снова посетить поле, где она уже побывала.
* Цель игры - срубить и/или запереть все фишки противника.
* Если фишек осталось мало и они свободны, но уже не могут поймать друг друга, победа присуждается игроку, у которого на доске осталось больше фишек. При равном количестве объявляется ничья.
Почему же в алькуерк перестали играть? Дело в том, что он довольно неуклюж и малость несерьёзен. Операции на флангах в дебюте невозможны, сперва идёт «расчистка» центра: первый ход всегда кончается взятием, и начинающий игру находится в невыгодном положении. Скажу от себя, что с ходом назад игра динамичнее, но с его запретом шансы игроков более равны, ловушки элегантнее, и игра кончается не так быстро. Но запрет на взятие назад, наоборот, смещает баланс в пользу начинающего.
Сетка кирката похожа на восточную музыку, где есть мелодия, но нет гармонии: диагонали на ней расчерчены не везде, поэтому на одних перекрёстках фишка имеет 8 степеней свободы, на других только 4. Это позволяет строить эффектные несимметричные ловушки и загонять противника в «плохие» перекрёстки, но обедняет алькуерк тактически. Сегодня он считается промежуточным этапом в развитии шашек, курьёзом, пустяковиной, поэтому хочу сказать несколько слов в его защиту.
В шашках правит дамка, шашисты идут на любые жертвы, чтоб заполучить вожделенную двойную фишку. В алькуерке дамок нет, здесь выигрывает тот, кто больше срубит, а на таком маленьком поле это великолепная тактическая тренировка. К тому же, это ещё не конец: сетка киркат так же универсальна, как шахматная доска: с её помощью при наличии шашечного набора вы можете устроить игротеку буквально из ничего.
1). Хорошо играть на таком поле в 12-шашечную Мельницу (собственно, для неё оно и было придумано). Правила - как на любой другой сетке, о них я
уже рассказывал.
2) Если расставить 12 чёрных фишек и одну белую, как на рисунке, вы получите зажимную игру (испанцы называли её «Облава на зайца»). Играющий «охотниками» начинает. «Охотники» не рубят, только ходят на один перекрёсток в любом направлении, «заяц» ходит так же, но может рубить, как в шашках. Его цель - срубить как можно больше «охотников», а те стремятся загнать «зайца» так, чтобы тот не мог больше двинуться.
3) «Bagh Guti» («Игра тигра») с юга Индии - гибрид зажимной игры и столбовых шашек. Для неё нужны 20 фишек «коз» и 2 - «тигров». «Коз» ставят на доску четырьмя столбиками по 5 в каждом, как показано на рисунке, а между ними размещают «тигров». Начинают «тигры»; они ходят на одно перекрестье в любую сторону. Играющий «козами» для хода берёт фишку с вершины любой «стопки» - и ходит ею на любой соседний перекрёсток (он может), далее он может ходить этой фишкой (он может и поставить её обратно на вершину, если сочтёт нужным), или снять с вершины стопки новую. «Тигр» съедает одиночную «козу» прыжком, если за ней есть свободное поле, может съесть и несколько фишек за раз (если он прыгает через «столбик», снимается только самая верхняя «коза»).
В Нижней Бенгалии играют с другой, менее симметричной расстановкой, этот вариант носит название «Bagh Bandi». Играть за «коз» в нём сложнее, потому что в начальной позиции у фишки-«козы» не 8, а только 4 направления, в котором можно сделать ход с вершины столбика. Испробуйте оба варианта, правила у них одинаковые.
4) В игру «Bagh Chal» («Тигр идёт!») играют в Тибете и Непале. В ней уже 4 «тигра» и 20 «коз». В начале игры «тигры» стоят в углах, а «коз» на доске нет: играющий за них начинает - и с каждым своим ходом выставляет по одной фишке на доску так, чтобы «тигры» не могли их съесть. «Тигры» ходят как обычно, а «козы» не могут двигаться до тех пор, пока не будут все выставлены на доску, и только после начинают ходить на одно перекрестье в любом направлении. Цель всё та же. В эту игру можно играть и втроём.
5) Наконец, сетка киркат прекрасно подходит для игры "Фанорона" с острова Мадагаскар. Правда, классическая Фанорона играется на увеличенной, расширенной доске, но и малый вариант никто не отменял (на Мадагаскаре он зовётся Fanoron-dimyand - "Фанорона пятерная"). Но правила её так интересны, что этой захватывающей игре лучше посвятить отдельную статью.
Смотрите-ка: шесть игр в одной, считая алькуерк (и каких игр!), а его похоронили… Весьма неплохо для доски с разметкой, которая уже триста лет как вышла из моды. Как говорится, «этот старый дуб ещё пошумит». Приятной вам игры.
Читайте также:
Играем в Уголки Настольные игры: Мельница Сиджа: загадочная игра из Египта Коно: маленькое поле, большая игра "Козлик и волки": магия шестигранной доски