> А поскольку он желаемого не получил, то > "пусть тогда всем будет хуже" - он падает > о земь и старается вобрать в себя максимум > грязи из ближайшей лужи
Это очень неверное, типично взросликовое описание ситуации. Вы рассказываете сейчас, как вы сами поступили бы в этой ситуации: расчетливо и мстительно.
Но маленький ребенок не способен на такие хорошо спланированные гадости. У него совершенно другое отношение к процессу.
Могу подсказать: даже НЕОДЕТЫЕ дети, причем в возрасте полутора лет, выражают свое "фи" тем, что валятся на пол. Причем даже на чистый пол.
Это значит, что такой способ протеста не связан с желанием "вобрать в себя максимум грязи", или "сделать всем хуже". У полуторогодовалого не может быть подобных умственных построений вообще. Тем не менее, они выражают протест падением и валянием. Вот и подумайте, почему.
Ну и кстати, со сказкотерапией те же проблемы. Она больше подходит старшим школьникам и взрослым, чем детям. Именно потому, что большинство сказок предлагают слишком взрослые сценарии. Маленький ребенок просто не способен держать в голове такие длинные цепочки причинно-следственных связей.
А уж применить какую-то отвлеченную байку к своей собственнной жизни для того, чтобы контролировать эмоции - вообще нереально. Воспитательная история должна быть повторяемой, подкрепляемой еще каким-то ярким опытом и стимулами. Да и то не факт, что подействует: у детей просто не развита префронтальная кора.
Вот и получается, что во многих случаях с "буйными" детьми лучшее решение - терпеть, наблюдать и ждать, когда подходящие отделы мозга сформируются.
Возможно, ожидание становится легче, когда родители развлекают себя сочинением сказок. Однако увлечение этим процессом опасно: можно потерять наблюдательность. Вот вы очень ловко сочинили, почему ребенок валяется в луже в розовом платье. Но это всего лишь сочинение, взрослая рационализация. Она имеет мало отнощения к реальности ребенка.
вы очень хорошо написали, во многом я с вами согласна. однако, я совершенно уверена в том, что все равно нужно и показывать личным примером, и проговаривать, и показывать на примере героев мультфильмов, сказок и т.д. в частности то, какие нормы поведения считаются приемлемыми, а какие не очень. и почему. даже если ребенок на самом деле пока не способен этого понять. так сказать, в профилактических целях. повествовательно, не ожидая особого осознания. Ведь, например, ребенок рождается не умеющим говорить. Но все равно мы с ним беседуем, рассказываем ему что-то, поем песни. И через какое-то время появляются первые слова, предложения. Мы даже с пузом разговариваем. И это правильно.
а психология.... как говорит один мой знакомый и уважаемый психолог: "психология - это скорее искусство, а не наука". сколько теорий, каждая из них замечательная, но нет универсальной. То же и в подходе к воспитанию детей. Как было недавно в летидоре в недавней статье: про две полярных модели - "все можно" и "ничего нельзя". А истина где-то посередине. Как говорили незабвенные Малдер и Скалли: "истина где-то там рядом".
:)))) не в этом мире точно :))) я, к сожалению, в англ. не сильна, поэтому тупо надеюсь на переводчика. которые и известный глагол, обозначающий некие знакомые всем возвратно-поступательные движения, переводят и как "ну, ёлки-палки" и "очень жаль" и уже не помню как. но веселит. особенно когда этим глаголом твои познания в языке и ограничиваются. :)
> "пусть тогда всем будет хуже" - он падает
> о земь и старается вобрать в себя максимум
> грязи из ближайшей лужи
Это очень неверное, типично взросликовое описание ситуации. Вы рассказываете сейчас, как вы сами поступили бы в этой ситуации: расчетливо и мстительно.
Но маленький ребенок не способен на такие хорошо спланированные гадости. У него совершенно другое отношение к процессу.
Могу подсказать: даже НЕОДЕТЫЕ дети, причем в возрасте полутора лет, выражают свое "фи" тем, что валятся на пол. Причем даже на чистый пол.
Это значит, что такой способ протеста не связан с желанием "вобрать в себя максимум грязи", или "сделать всем хуже". У полуторогодовалого не может быть подобных умственных построений вообще. Тем не менее, они выражают протест падением и валянием. Вот и подумайте, почему.
Ну и кстати, со сказкотерапией те же проблемы. Она больше подходит старшим школьникам и взрослым, чем детям. Именно потому, что большинство сказок предлагают слишком взрослые сценарии. Маленький ребенок просто не способен держать в голове такие длинные цепочки причинно-следственных связей.
А уж применить какую-то отвлеченную байку к своей собственнной жизни для того, чтобы контролировать эмоции - вообще нереально. Воспитательная история должна быть повторяемой, подкрепляемой еще каким-то ярким опытом и стимулами. Да и то не факт, что подействует: у детей просто не развита префронтальная кора.
Вот и получается, что во многих случаях с "буйными" детьми лучшее решение - терпеть, наблюдать и ждать, когда подходящие отделы мозга сформируются.
Возможно, ожидание становится легче, когда родители развлекают себя сочинением сказок. Однако увлечение этим процессом опасно: можно потерять наблюдательность. Вот вы очень ловко сочинили, почему ребенок валяется в луже в розовом платье. Но это всего лишь сочинение, взрослая рационализация. Она имеет мало отнощения к реальности ребенка.
Reply
а психология.... как говорит один мой знакомый и уважаемый психолог: "психология - это скорее искусство, а не наука". сколько теорий, каждая из них замечательная, но нет универсальной. То же и в подходе к воспитанию детей. Как было недавно в летидоре в недавней статье: про две полярных модели - "все можно" и "ничего нельзя". А истина где-то посередине. Как говорили незабвенные Малдер и Скалли: "истина где-то там рядом".
Reply
Reply
Reply
Leave a comment