Feb 10, 2012 16:21
Концентрация мысли используется в Раджайогe для обретения свободы и контроля над деятельностью ума, также как процессы управления дыханием и недвижная поза используются в Хатхайоге для обретения свободы и контроля над деятельностью тела и его жизненными функциями. С помощью медитации, мы фокусируем беспокойную деятельность разума и тренируем его, как атлета, обучая его бережно расходовать энергию, концентрируя её на достижении какой-либо определённой задачи или самоконтроля. Обычно это то, что люди практикуют повседневно, но Йога, преследуя своей целью управление этой высшей функцией Природы, доводит её до совершенства, используя её возможности во всей полноте. Йога использует ту интересную особенность разума, которая заключается в том, что нам достаточно сконцентрировать его духовно на каком-либо объекте мысли, и мы получаем в ответ спонтанную реакцию универсального Сознания, которое льет знание об этом предмете потоком в наш разум, открывая нам его суть или изначальную истину. Мы также получаем Силу, которая позволяет нам овладевать деятельностью того, о чем мы медитируем, или снести это в себя и сделать активным в нас самих. Сосредоточивая таким образом разум на идее Божественной Любви, мы можем познать принцип её деятельности, войти с нею в контакт и снести её в нас самих, подчиняя её природе сердце и чувства.
В Йоге концентрация используется также и с другой целью - чтобы уйти от бодрствующего сознания, которое является ограниченным и поверхностным состоянием нашего сознания, в глубины нашего существа, которые определяются различными ступенями Самадхи. Для этой цели процесс созерцания некоего объекта: образа, идеи или имени, более эффективен, чем концентрация мысли. Последнее, однако, может привести нас в неосознанный нами, но явный контакт бодрствующего сознания с более глубокими слоями нашего существа, подготавливая интегральное Самадхи. Характерной особенностью интегрального Самадхи является одухотворенность деятельности разума, подчиненная контролю Пуруши, который управляет всем остальным сознанием нашего существа, и его способность воспринимать высшие и обширные идеи, которые стремительно преобразуют его по образу своему и подобию в совершенное свое воплощение.
Шри Ауробиндо, Essays on Philosophy and Yoga. Other Writings from the Arya
Концентрация является более активным состоянием. Вы можете концентрироваться ментально, витально, физически, психически или интегрально. Концентрация или способность собрать себя в одной точке, труднее медитации. Вы можете собрать воедино только часть вашего сознания, или сконцентрировать полностью все сознание или его фрагменты, и это будет частичная, всеобъемлющая или интегральная концентрация и, разумеется, в каждом случае результат будет свой.
Если вы обладаете способностью концентрироваться, ваша медитация станет гораздо более интересной и легкой. Но также можно медитировать не концентрируясь. Те, кто следует ряду идей в своей медитации, только лишь медитируют, но не концентрируются.
Мать "Questions and Answers 1950-1951"
Цель-Осознанность 24 часа,
чтение,
Хатха-йога,
Дух,
Раджа-йога,
Практика,
Медитация,
Интегральная йога,
Бог,
integral practice,
Шри Ауробиндо,
Просветление,
body,
Путь,
Созерцание,
Истина