"Авторы всегда запутываются во временных парадоксах"

Jul 18, 2022 11:35

Заголовок не мой, а проскакивал в обсуждениях, но подвиг меня вытащить из закромов немного банальностей.
Итак что мы знаем об авторах и временных парадоксах?


По идее считается, что в литературе существует четыре типа путешествий во времени (кроме того, этого обычно не осознают, но точное предсказание по сути тоже своего рода путешествие во времени, поскольку даёт возможность менять прошлое у заранее известного будущего).

1. Линейное время.
Что бы не творил путешественник в прошлом, настоящее и будущее всегда будут точно теми же. Всё учтено могучим ураганом течением времени, любые действия героя в прошлом на самом деле уже случились, просто таймтревеллер об этом ещё не знает - в его личной петле они ещё не произошли. Будущее через прошлое изменить в принципе невозможно.
В случае предсказания - как ни реагировать на известие о будущем событии, оно всё равно произойдёт точно в этом виде. Реакция на "заранее известность" уже в нём содержится. Этот троп особенно известен по греческим трагедиям (Эдип - практически эталон идеи).

2. Ветвистое время.
Изменение в прошлом создаёт новую самостоятельную временную линию ответвляющуюся от момента изменения (вариант широко известный по "Назад в будущее" или "И грянул гром").
В случае предсказания это Christmas Carol Диккенса - заранее можно увидеть развитие текущей линии времени, но если тем или иным образом на это отреагировать, то создастся новая с другой версией будущего. В этом случае точное знание будущего в принципе невозможно - любое изменение просто будет создавать новую его версию и ваше знание в этот момент превратится в тыкву.

3. Циклическое время.
Время закольцовано - будущее в некой точке переходит в прошлое и повторяется бесконечно. Действия в рамках этой петли ни на что не влияют - просто сбрасываются по ресету обратно в начальную точку. Строго говоря знание о будущем тоже ресетится, но обычно протагонистом оказывается единственный участник, который их сохраняет и в итоге может разорвать петлю - но это уже, собственно, сюжет "Дня Сурка". А на уровне модели время просто циклично. На этом стоит, например, индийская философия и мифология в значительной степени. И не только индийская - совершенно канонично глобальная временная петля описана в Старшей Эдде у скандинавов, например...
Для предсказаний это не очень интересно, поскольку циклы обычно принимаются очень большими - на уровне сжатия/расширения Вселенной, например. Хотя, теоретически, рассматривать предсказание как возможность каким-то образом узнать "как оно было в прошлом цикле" с литературной точки зрения тоже можно.

4. Флуктуирующее время.
Гибрид двух первых. То есть изменения прошлого хоть и создадут отдельную временную линию, однако она будет стремиться выйти "на магистраль" и вернуть будущее к основной. Изменить будущее можно, но несильно и ненадолго - в итоге всё вернётся к тому, что намечалось изначально. Принципиальные последствия событий будут такими же, просто достигнуты немного иным путём.
В рамках предсказаний это будет означать, что будущее можно предсказать с хорошей степенью вероятности - как ни реагируй на предсказание скорее всего оно сбудется. Хотя и будет оставаться небольшая вероятность, что нет.

литература, размышления, заметки на полях

Previous post Next post
Up