Прошедшая зима выдалась достаточно тяжёлой - болели родственники, да и сам я не в самой лучшей форме. В общем было не до журнала... Но всё же надо бы продолжить.
И темой для продолжения станет
концепция татиб, созданная
gest'ом. Единственное, что я предпочту опираться на её
доработку Робертом Ибатуллиным. Возможно потому, что в доработанной версии лично я помещаюсь более комфортно в серо-синем её углу :)
Собственно на Вильяма Шекспира большой пост я не замахнусь. Скорее на пару заметок.
Итак шеститатибная схема Роберта.
От классической исходной её отличает добавление шестого компонента - прогрессистов/технократов.
Технократы, сциентисты, в радикальных проявлениях - трансгуманисты и мечтатели о космической экспансии. Я обозначу их серым цветом, цветом металла.
Эта модель опирается на политические принципы и довольно, на мой взгляд, неплохо описывают политическую ситуацию. Но если мы попробуем применить их к Древнему Риму, например, то по идее должны возникнуть некие проблемы.
Поэтому я задумался о том, можно ли универсализировать эти идеи? Свести не к политическим идеалам, а к неким эмоциональным векторам.
Действительно. Что характеризует, к примеру, красных? Очевидно это идея равенства. В общем-то довольно универсальная штука. В основе которой лежит эмоциональное сопереживание - готовность поставить себя на место другого.
Вопреки распространённому мнению, я не полагаю основой уравнительности зависть. Зависть к более успешному всё же чаще направлена на стремление каким-либо образом оказаться лучше её объекта, нежели на той же ровно полочке.
Поэтому мне представляется что эмоциональной основой "красных" будет всё таки сочувствие - "мой дедушка боролся, чтобы не было бедных" (с).
Борьба за отсутствие богатых будет проходить немного по другому цвету.
Двинемся по часовой стрелке.
Жёлтые. Ну здесь, на мой взгляд, всё достаточно просто. Это власть. По моему личному опыту сторонники этатизма и тоталитаризма - люди весьма властные и озабоченные вопросами иерархии и доминирования даже на бытовом уровне. Что рождает некий парадокс, ибо в тоталитарном обществе эти наклонности реализовать как раз сложнее. Но, видимо, идея построения общества на правильных и естественных, с точки зрения человека, основах доминирует над возможностью личного комфорта.
Белые. Опять же не слишком сложно. Традиция как она есть. Привычка, осторожность в отношении нового и страх перед изменениями. Пусть всё будет как сложилось и не трогай то, что работает.
Чёрные. Самый сложный случай. Поскольку рэндианский капитализм - штука очень недавняя и на хоть какую-то универсальность не тянет. На мой взгляд наилучший аналог здесь честолюбие. Это несколько пересекается с жёлтыми. Но имхо разница здесь в том, что для жёлтых важна власть как контроль. А для чёрных - как возможность выделиться. Тщеславие.
Соответственно в Древнем Риме место чёрных будет занято "цезаризмом" - лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. А жёлтых - Dominus et deus noster sic fieri jubet.
Цезарь, Помпей и Нерон - чёрные. Август и Домициан - жёлтые.
Синие. Тоже случай сложный, ибо либеральная демократия - не самый частый гость на сцене политической истории. Следовательно нужно понять, что лежит в её основе. Если в основе рэндианства лежит концепция принципиального неравенства людей и превосходства одних над другими, то в основе либеральной демократии - идея личной индивидуальности и права каждого. Это сторонники договорённостей и взаимодействия не на основе подчинения, а на основе общего согласия. Классическим определением идеала демократии является свобода. Но это крайне туманная и многозначная концепция по сути дела, к тому же осложнённая массой дополнительных сопутствующих коннотаций. Поэтому я предпочту понятие независимость.
Серые. Здесь снова всё относительно просто. Любопытство, амбиции, жажда перемен и новизны.
Как-то так...