Так значим ли размер?

Oct 25, 2017 14:55

Как показывает опыт Самиздата (с другим опытом пока сложнее) - читатель не любит малых форм. Рассказ как жанр ныне имхо скорее мёртв, чем жив. Ну или зомби.
Вообще, насколько я понимаю, долгое время размер литературного произведения диктовал издатель. Книга - вполне материальная вещь, обладающая некоей эргономикой. Включающей размер, при котором книгу удобно держать в руке и носить, но при этом можно было бы читать без помощи лупы и пинцета.
Толщина тоже имеет значение - если вам доводилось держать книги в тысячу - полторы страниц - вы в курсе.
В общем стандартный размер книги "сверху" более-менее ограничен удобством пользования и технологией печати. Отчего Толкиену и пришлось делать из своего романа "Властелин Колец" трилогию.

Размер "снизу" определяется уже скорее коммерческими сображениями - слишком маленькую книгу не так выгодно печатать. Поэтому жанр литературных малых форм был рождён периодикой. Эпоха расцвета короткого рассказа - конец XIX и первая половина XX века - это эпоха расцвета журналов и "буклетных" изданий.



А заодно - молодых талантливых авторов и художников. Во всех смыслах.

Для молодых художников путь в Искусство бывает вымощен иллюстрациями к журнальным рассказам, которыми молодые авторы мостят себе путь в Литературу.

О.Генри "Последний лист".

Однако журналы ушли в прошлое, а в настоящее ворвался интернет, совершенно свободный от оков полиграфии и вообще прозаической реальности. Так что теперь размер произведения может быть ограничен лишь плодовитостью и выносливостью автора.

Впрочем, что-то не так и без интернета. Уже в 1980-е вошли в моду фентезийные суперсерии по десятку (и не всегда одному) томов. Правда изначально авторы всё же предпочитали писать их частями - в виде отдельных законченных сюжетов, объединённых общими героями, временем и местом действия.
Но вскоре и эта условность ушла в прошлое, породив эпоху "литературных долгостроев". Джордан умер, так и не дописав "Колесо Времени". Его ровесник Мартин вполне жив, и пишет "Песнь Льда и Огня" уже четверть века (он правда берёт не столько объёмом, сколько темпом).

Так о чём, собственно, я. О размере. А именно - каковы современные читательские взгляды на размер произведения. Есть ли шанс у рассказа, или это был краткий момент слабости, порождённый исключительно способом распространения "дешёво и сердито"? Должны ли произведения обязательно сводится к длинным и многоперсонажным сагам в духе того же Мартина и Джордана (у обоих персонажи исчисляются тысячами уж точно). Или всё же более предпочтителен вариант того же Кука, писавшего циклы отдельных не чрезмерно грандиозных романов?

литература, размышления

Previous post Next post
Up