Как уже говорилось, до единства и абсолютизма Германии было далеко. Наряду с королевской властью существовали влиятельные удельные владения герцогов и князей. Особняком стояли штатгальтеры Нидерландов успешно превратившие выборную должность в наследственную, и распространившие свое покровительство на богатейшие голландские заморские компании. Также определенную степень автономии имели доставшиеся от Швеции многочисленные Мекленбургские и Померанские герцогства.
Явно проигрышный для Тевтонии характер войны 1723...1730 годов, вызвал сильный рост недовольства всяческой оппозиции. Особенно голландской, чьи доходы с Индий сильно пострадали.
Пока был жив король Руперт он смог удержать недовольство в рамках Рейхстага, который он активно трансформировал по английскому парламентскому образцу. Но в августе 1733 он умирает, после чего сторонники оппозиции выступают с идеей восстановления "старых имперский традиций" и "духа Золотой буллы" - вместо коронации наследника Фредерика Вильгельма в качестве Фридриха V, провести его избрание от лица сословий и Рейхстага. Наиболее радикальные оппозиционеры вообще предложили провести полноценное избрание и выдвинули кандидатуру штатгальтера Карла Виллема ван Нассау, чья популярность после довольно удачной сухопутной войны была заоблачной.
Рейхстаг к единому мнению не пришел, и страна разделилась. Юго-запад в целом поддерживал Нассау, северо-восток - Веттина. Слово за слово, дело дошло до перестрелок и погромов. Увлекшиеся радикалы осенью 1734 провозгласили королем Карла Виллема, консерваторы Фредерика Вильгельма.
Карл Виллем лично был популярен как удачливый полководец, но вот идеи децентрализации армия не особо поддерживала. Как потому, что они не вязались с сильной и многочисленной армией, так и потому, что основу офицерского корпуса составляли мелкие дворяне-юнкера, в значительной степени выходцы с консервативного северо-востока (Бранденбург, Тюрингия, Ангальт и т.д.).
Тем не менее столичный Франкфурт заняли "каролинцы" и Фредерик Вильгельм был вынужден бежать в Магдебург. Лето 1735 года прошло в состоянии "двухкоролевья" временами переходившего в стрельбу и репрессии оппонентов, имевших несчастье оказаться достаточно близко. Тем не менее полноценной гражданской войны не развернулось как из-за неустойчивой позиции армии, так и по причине недостаточного радикализма Карла Виллема - он не соглашался принять корону, если это не будет осуществлено в рамках законной процедуры с участием всех депутатов Рейхстага. Но поскольку делегаты консервативных регионов заседания во Франкфурте бойкотировали, этого сделать не удалось. Зимой и весной 1736 года почти удалось договориться о некотором компромиссе с проведением полноценных выборов и коронацией того претендента, кто наберет большинство голосов. Но в августе 1736 Карл Виллем скоропостижно скончался (обе стороны немедленно обвинили своих оппонентов в его отравлении). Радикалы выдвинули кандидатуру принца Оранского - Генриха Вильгельма, приходившегося троюродным братом Людовику XIV. Однако, если Карла Виллема, как популярного полководца, армия поддерживала, то с родственником недавнего противника она общего иметь не желала. Поддержка "оранжистов" резко упала. В ответ на это они провели в ноябре 1736 "урезанный" Рейхстаг и короновали Генриха. Но уже в январе во Франкфурт вошли войска верные Фредерику Вильгельму. Он отверг предложение об ответной коронации, сказав, что сначала надо закончить войну и не стоит подражать ошибкам противника... В марте 1737 года "фридрихианцы" взяли штурмом оплот "оранжистов" - Утрехт. Город был основательно разорен, но Фредерик лично скакал по улицам, останавливая грабежи и вешая на фонарях зарвавшихся мародеров и насильников не разбирая их званий и заслуг. Голландцы это запомнили...
Генрих Вильгельм бежал в Антверпен, но местный муниципалитет не желал повторения событий взятия Утрехта и выставил незадачливого короля из города. Тому не оставалось ничего, как направиться во Францию. Сдаваться он не рискнул.
В апреле 1737 зеленый флаг "фридрихианцев" (в честь саксонской династии, их оппоненты, в честь Оранской, воевали под оранжевым), был поднят в Гааге и Амстердаме. Тут обошлось без серьезных эксцессов.
Уже в мае 1737 произошла официальная коронация Фридриха V во Франкфурте. Рейхстаг проголосовал практически единогласно (даже голландские депутаты). В ближайшее время были разработаны закон о престолонаследии и ряд актов о статусе имперских сословий, положивших основу германской Конституции. А в нашей альтернативной истории появился свой Winterkoenig - "зимний король" в лице Генриха Вильгельма Оранского...
А тем временем в Шотландии... Завершение войны позволило прорваться недовольству Актом об унификации. Хайлендские лорды были сильно раздражены его условиями. Беспорядки в Тевтонии вдохнули в них мятежный дух, а позиция Франции его усилила. Как я уже отметил среди немецких "оранжистов" одним из лидеров был родственник французского королевского дома (и вообще Оранские и Нассау традиционно имели тесные контакты с южным соседом), а Фредерик Вильгельм был родственником правившей в Англии Ольденбургской династии (если уж совсем точно, то племянником королевы и кузеном наследника престола принца Уэльского Джорджа). В общем у Франции был повод отвлечь англичан от возможного вмешательства в немецкие события. Тут кстати (в марте 1735) умер очередной Стюарт - король Лотарингии и претендент на престолы Англии, Шотландии и Уэльса Карл V (по лотарингской нумерации). Ему наследовал 22-летний сын тоже Карл, ставший соответсвенно VI. С наследственностью у принца было довольно плохо его бабки были родными сестрами, да еще и испанскими Габсбургами... Однако умственные проблемы до клинических проявлений всё же не доходили. Тем не менее Карл обладал довольно вздорным характером и сильно выраженной склонностью к непродуманным авантюрам. В одну из которых он немедленно и ввязался - провозгласил себя королем британских владений и отправился с оружием в руках отвоевывать достояние предков. Французы, имевшие все права на унаследование Лотарингии в случае внезапной гибели Карла (Людовик XIV Конде приходился ему дядей), и соответствующие возможности (в Меце, Вердене и Нанси давно стояли французские гарнизоны) - снабдили его деньгами, солдатами, кораблями и пожелали попутного ветра и счастливого пути.
В обычных условиях проблем бы не возникло, но в те годы старая дама с косой развернулась не на шутку, и в Англии умер (опять же скоропостижно и при сомнительных обстоятельствах) принц Уэльский Георг, оставив беременную супругу и открытый вопрос о престолонаследии. Сестра наследника престола (формально следующая в очереди по старшинству, но через один по полу, так как у нее был младший и довольно беспутный брат Генри) как раз недавно была выдана замуж за шведского принца Эрика Густава, что несказанно возбудило его отца - шведского короля Карла XII Фредерика (кстати по матери он был единоутробным братом РИ Карла XII).
В общем развернувшаяся в королевском семействе подковерная борьба, сильно отвлекла всех от затеи Карла Стюарта, и в июле он спокойно высадился в Абердине. В августе принцесса Элеонора родила наследника престола Георга, но восстание якобитов уже грянуло в полную силу. Горные лорды горячо поддержали претендента, низинные протестанты вяло возражали, но были биты, Глазго и Эдинбург открыли ворота новому королю Шотландии Карлу.
В мае 1736 якобиты разбили королевские войска в Чевиот-Хиллс и осадили Ньюкасл. В июле город капитулировал:
А в августе якобиты разбили еще одну королевскую армию у Хартлпула.
На следующий год якобиты продолжили наступление, один за другим к их ногам пали Йорк, Лидс, Манчестер, Ливерпуль... Вспыхнуло восстание в поддержку Карла в Ирландии. Однако основная масса англичан Стюарта не поддержала. В сентябре 1737 якобиты впервые были сильно разгромлены у Ноттингема. Ядро их армии - ополчения горных кланов стремительно рассасывалось - горцы массово дезертировали и бежали домой, английские же ополченцы разбегались или переходили на сторону Георга.
Уже к весне 1738 боевые действия вернулись на территорию Шотландии. К июлю Эдинбург и Глазго сдались регулярным войскам, а якобиты были оттеснены в горы. Война начала приобретать партизанский характер. Карл Стюарт бегал по горам до лета 1739 года, когда после серии авантюрных приключений, переодеваний в женское платье, отсиживаний в овчарнях и прочих развлечений смог бежать на континент. Там он едва не попал в руки немцев и только чудом смог добраться живым и здоровым до французских портов...
Тут умер король Георг I и его преемником стал четырехлетний Георг II Внук. Это затянуло агонию якобитов. Апогеем стал разгром последних якобитских кланов летом 1740-го. За ним последовала волна жестоких репрессий против шотландских горцев, вплоть до запретов на национальный язык и национальную одежду...
Начало Предыдущее Продолжение