Роберт Харрис. "Фатерланд".
Издательство: "Торнтон и Сагден"
Год издания: 2000.
Только представьте: Германия победила во Второй мировой; президент Кеннеди дожил до почтенных седин; Рейх распластался едва ли не на всю Европу; Литвы, Латвии, Эстонии больше нет; Украина, Польша и Беларусь превратились в жалкие, искромсанные губернаторства; и только Швейцария по-прежнему остается нейтральной страной с самыми надежными в мире банками.
На таком фоне создает Роберт Харрис свою псевдодетективную историю, а на самом деле - почти антиутопию. Роман из той категории, которые читаешь не отрываясь, до последнего надеясь, что все будет хорошо. Харизматичный следователь берлинской криминальной полиции Ксавьер Марш, за черной СС-овской формой которого скрывается личность критически настроенная и не в меру любопытная, вызывает симпатию. Не показался ли мне его образ местами излишне суперменским? Возможно, но от этого Марш не стал нравиться мне меньше.
Все начинается одним промозглым, сырым, типично берлинским утром, когда Марш вылавливает в озере труп пожилого толстяка, который оказывается одним из видных партийцев. То есть сейчас, конечно, он всего лишь одинокий старик, живущий в огромном запущенном доме, но раньше он управлял одним из губернаторств, слухи и разговоры о котором ходили самые нехорошие. Неугомонный Марш решает поближе присмотреться к этому делу и обнаруживает, что наш партиец - далеко не первая высокопоставленная жертва внезапного несчастного случая…
Берлин у Харриса обладает странной зловещей притягательностью. Город, ставший жертвой нацистской мегаломании и архитекторских амбиций Шпеера, одновременно пугает и завораживает. Гранит и стекло, распростертые крылья орлов, купол Большого зала - здания, вмещающего 180 тысяч человек, от дыхания которых образуются облака и проливаются дождем. У Харриса вообще много таких находок - ярких, очень правдоподобных черт воображенной страны. Чего стоит хотя бы один «немецкий взгляд»: быстрый, вороватый озирк сначала через одно плечо, потом через другое - не подслушивает ли кто.
Впервые за долгое время я читала книгу с неподдельным интересом. Увлекает не только сюжет, но и сам этот мир победившего нацизма. Любопытно следить за авторскими ходами, находить точки соприкосновения нашей реальности с альтернативной. Плюс это еще очень воздействует эмоционально, персонажам сочувствуешь и «болеешь» за них - как когда-то оруэлловским героям в «1984». Бессчетное число сигарет, много растворимого кофе разной степени паршивости и немного любви. В «Фатерланде» хватает смелой выдумки, но не меньше в нем и правды, что особенно сшибает с ног.
Для кого? Для всех поклонников антиутопий, жанра альтернативной истории, политического детектива с остросюжетной составляющей.
Что дальше? Даже странно, что больше ничего у Харриса почитать не хочется. Не буду испытывать судьбу, остановлюсь пока на "Фатерланде".