О вселенной, Боге и молитве.

Oct 20, 2011 06:51


Более полный ответ на "хулиганство" замечательного френда.

Для меня ответом на все около-богословские "парадоксы" является одна мысль, тоже парадоксальная. Суть ее  вкратце такова: "Бог - это такая сверхреальность, что само постижение ее является невозможной для человека. Иначе, если бы Бог был познаваем до конца, хотя бы в теории, то Он этим самим утратил бы в моих глазах право на религиозное поклонение. Творец именно потому и достоин веры, что познавание Его всегда будет поднимать меня выше. Даже в бесконечной перспективе."

Что касается вопроса поста: "если вселенная так сложна, то насколько же должен быть сложен Творец, и тогда что же породило Творца?". Ответ на вопрос получился немного сложнее самого вопроса.
Бог - существо простое. Это аксиоматическое утверждение, являющееся частью определения понятия "Бог" в христиансткой теологии. Бог - существо простое и неизменное. Предполагаю, что у человека западного мировоззрения первой ассоциацией будет понятие математической точки, что плохо сочетается с библейским образом Творца. Поэтому поясню примером. Простым и неизменным мы могли бы назвать некий абстрактный принцип, который делает возможным существование некоего множества вещей, сложных и разнообразных. В приложении к физической вселенной это может быть такая абстракция как пространство. Все многообразие вселенной существует в пространстве, которое само по себе - простое и неизменное понятие. Собственно, любая абстракция объемлет собой бесконечное множество физических явлений. Так и Бог - существо простое, но сама возможность существования нашей вселенной - следствие волеизъявления этого существа.

Конечно, Бог - не абстракция, хотя некоторые склонны сводить всю религиозную жизнь к категориям человеческого разума. Бог - это некая сверхреальность, по отношению к которой никакие познавательные способности не только человека, а любого гипотетического сверхразума оказываются недостаточными, в силу вторичности самой реальности сотворенного мира в котором существует этот разум.  Что в свою очередь порождает некое приблизительное понимание Бога, и дает простор для возникновения разнообразных парадоксов на этой почве.

Опять же, Бог не лепит каждую пылинку отдельным актом творения. Бог создал реальность , с четкими законами существования, а реальность уже живет по этим законам. Тут Теория большого взрыва отлично вписывается в христианское понимание творения. (Есть замечательный фильм, созданный с подачи Ствена Хокинга о возникновении вселенной, рекомендую. Хотя сам Хокинг и убежденный атеист.)
Теперь о том, слышит ли Бог наши молитвы. Солоухин тут в чем-то прав, что нам до того Бога, который нас не слышит? Ну, я как человек верующий убежден - слышит. Другой вопрос - какова цель твоей молитвы? И станет ли Он давать тебе то, что в Его глазах для тебя - зло? У каждого человека своя правда, а у Бога - одна правда на всех. Даже если намерения наши самые что ни есть добрые, все мы знаем, куда может привести путь, выстеленный этими намерениями. Вообще, меркантильный подход к молитве (дай-ка мне, Господи, то и это) - это подход несмышленого ребенка. Да, детский эгоизм - это нормальная стадия роста личности, но для взрослого человека это уже нормой не будет. Собственно, здоровая практика молитвы - это всегда некий внутренний интимный процесс, не имеющий никакого отношения к получению материальных благ. Ну и потом, согласитесь, понимающий собеседник - это нечто несравнимо более ценное, нежели некий автомат по снабжению благами. Для тех, кто способен оценить, само собой. А Бог - это собеседник бесконечно понимающий и терпеливый. Вот и делаем выводы, стоит ли Бога превращать в невидимый супермаркет, а молитву - в список покупок? Собственно, с точки зрения здоровой христианской духовной традиции, молитва - это единственный достоверный способ познания Бога. 
Previous post Next post
Up