Ох уж этот Пикассо! Этот гений ХХ века! Никогда не была поклонницей его творчества (особенно, где три глаза и рот куда-нибудь съехал). Но, детально ознакомившись с его биографией, поняла - личность этого товарища мне необыкновенно интересна.
Особенно то, что касается его взаимоотношений с женщинами. Ведь не зря его называли гением любовного разрушения. «Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость».
И действительно, сжигал! Семеро женщин оказали на художника наибольшее влияние. А уж он на них!
Фернанда Оливье. Молоденькая девушка, пережившая вместе с Пабло первые годы неизвестности и бедности. Наскучила ему, «слишком простовата». Брошенная Фернанда так и не смогла найти своего счастья, она закончила свои дни в бедности и одиночестве. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой лежало лишь зеркальце в форме сердца, подаренное когда-то Пикассо. До своего последнего дня она любила неистового Пабло.
Справа: Пикассо П. Портрет Фернанды Оливье. 1906 г.
Марсель
Умбер. Чувства к ней носили какой-то первобытный характер и Пабло называл ее Евой. Недолго длилось счастье: Ева была больна и вскоре умерла.
Слева: Марсель Умбер (Ева Гуэль) 1910-е гг.
Русская балерина
Ольга Хохлова. Первая законная жена и мать их сына Пауло. Они были слишком разными и не смогли ужиться под одной крышей. Но Ольга на протяжении многих лет буквально преследовала художника и однажды он не выдержал - дал затрещину. Умерла от тяжелой болезни в тоске и одиночестве.
Пикассо с Ольгой Хохловой. 1020-е гг.
Ольга в мантилье. 1917 г.
Мария-Тереза Вальтер. Страсть захватила моментально. «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», - сказал он. У них родилась дочь Майя. Охладев к возлюбленной, Пабло продолжал поддерживать ее материально. А для Марии-Терезы Пикассо стал любовью всей жизни. Даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней. Оставленная злым гением в возрасте 24-х лет с ребенком на руках, Мария так и не смогла создать семью, полюбить кого-либо кроме неистового испанца. Спустя 4 года после смерти великого художника его бывшая возлюбленная повесилась в гараже у своего дома.
Мария Тереза Вольтер. 1936 г. Пикассо П. Мария Тереза. 1927 г.
Дора Маар. Успешный коммерческий фотограф. Она притягивала Пикассо своим острым умом, образованностью и эрудицией. Но связь с художником не приносила ей особой радости. «Пикассо, - говорила она, - это отравляющий газ, но другим воздухом вы дышать уже не можете. После него - пустыня…». Дора на долгие годы стала пациенткой психиатрической лечебницы.
Пикассо П. Портрет Доры Маар. 1937 г.
В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Ее звали
Франсуаза Жило. Родились дети - сын Клод и дочь Палома. Но жизнь с гением оказалась непомерно тяжела для здоровой психики молодой художницы. Она решила покинуть Пикассо, тот был вне себя от гнева. Он бросил вслед уходящей Франсуазе: «Ни одна женщина не покидает таких мужчин, как я!». А она покинула да еще и книгу написала о совместной жизни. Франсуаза - единственная из женщин художника, которая смогла выйти без потерь из их отношений.
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо. 1948 г.
Франсуаза Жило с Клодом и Паломой. 1951 г.
Жаклин Рок. Последняя возлюбленная Пикассо и его вторая официальная супруга. Эта женщина не просто любила Пикассо, а превратила его в свою религию. Он был для Жаклин божеством, кумиром, она называла его «мой господин», часто целовала ему руки. Судя по всему, она искренне полюбила художника и была с ним до конца. Так и не найдя в себе силы жить без своего кумира, в 1986 году, через 13 лет после смерти Пабло, Жаклин Рок покончила с собой выстрелом в голову из револьвера, подаренного мужем на один из дней рождения.
Пикассо с Жаклин Рок
И вот в Красноярске выставка «Искушение. Пабло Пикассо», где впервые в России представлены работы из его самого масштабного и откровенного графического цикла «Suite 347». Всего 105 работ, выполненных в технике литографии. Вот гравюры с цирковыми персонажами - это его любимые герои так называемого «розового» периода творчества, он тогда жил неподалеку от цирка и часто посещал его. Есть работы, вдохновленные мотивами корриды, театра. Смотришь на них (а рассмотреть хочется все детали подробно) и думаешь: «Как просто - всего несколько штрихов и вот тебе характер, какая-то история, какие-то взаимооотношения персонажей. Вот возьму сейчас бумагу и карандаш и смогу так же». Подходит моя спутница и говорит: «Хочется взять бумагу и порисовать». Вот она, сила гения - одни и те же мысли у людей вызывает! А сколько фантазии у автора, сколько неожиданных персонажей и сюжетов!
Постепенно двигаясь по экспозиции, видим, что от работы к работе нарастают эротические мотивы. И сколько же в этих гравюрах юмора, а порой и откровенного сарказма! Нет, Пикассо действительно гений! Это же надо было так забавно изобразить представителей духовенства, подсматривающих за любовными сценами! И почему-то такая сверхоткровенность не смущает.
А нарисовать что-нибудь я попыталась. Увы, я не Пикассо...
Ну да ладно. Пройдемся по экспозиции еще раз.
Но сначала о выставке:
Краткая биография художника:
И книжную тему гений не оставил без внимания. :)
Наталья Ярославцева