Вчера посетила выставку "Эпоха. Площадь революции", что открылась 12 декабря в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова на Красноярском рабочем, 68. Выставка является частью музейного проекта "Эпоха" и отражает в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства ту или иную эпоху. Сегодняшняя выставка представляет 70-е годы XX столетия. Будучи как раз ребенком 70-х, мне было интересно, смогу ли уловить ауру детства среди экспонатов выставки.
Во время путешествия по залам не отпускало чувство: галерея ведь и сама родом из советской эпохи. Так что общалась не только с экспонатами, но и с ней самой. (Между прочим, общение проходило тет-а-тет: в течение полутора часов на выставку так больше никто и не пришел. Это в субботу-то!) Захотелось вспомнить историю Художественной галереи. Придя домой, обратилась к книге Наш рабочий район / сост. Л. П. Бердников. - Красноярск : Платина, 2002.
1 мая 1958 года на открытие Красноярской краевой художественной галереи в Красноярске, по словам ее главного хранителя того периода Маргариты Николаевны Прозоровой, пришел весь правый берег с детьми. Жители левого берега, конечно же, тоже присутствовали на празднике: добираться через Енисей еще было сложно, ведь капитальный мост построили только через три года, но зато трамвайное движение от поселка 1 августа (район современной Предмостной площади) до РайТЭЦ (ТЭЦ 1) по Красрабу
было запущено за три дня (!) до открытия галереи. Первый директор галереи Александр Давыдович Спеваковский добился того, чтобы трамвайная остановка напротив его дома искусств так и называлась "Художественная галерея". Так через слово началось "приучение" жителей города к новому для них явлению.
1 мая 1958-го является и днем рождения
Красноярского художественного музея им. Сурикова, ведь первый этаж пятиэтажного жилого дома на проспекте Красноярский рабочий был первым помещением будущего музея, который получил свое сегодняшнее название только в 1983 году. А тогда в 1958-м галерея с трудом "отвоевывала" свои будущие фонды у Красноярского краеведческого музея: его директор Зинаида Константиновна Глузская восприняла приказ Министерства культуры РСФСР о передаче произведений изобразительного искусства художественной галерее как личную трагедию. Передача картин длилась около двух месяцев. Помогали Спеваковскому А. Л. Яворский и директор художественной школы И. А. Фирер. Татьяна Резвых со слов И. А. Фирера описывает такой парадоксальный, если смотреть из нашего времени, случай: "Входит Зинаида Константиновна, держа двумя пальцами за уголок небольшую картину. Широким жестом бросает ее на пол: "Может, и это возьмете?!". "Возьмем", - с готовностью отвечает Илья Аронович, поднимая с полу картину. Это был Малевич, "Дама у рояля", - одна из жемчужин нынешней коллекции Красноярского художественного музея" (Резвых Т. Люди и картины // Наш рабочий район / сост. Л. П. Бердников. - Красноярск : Платина, 2002. - С. 269-277.). После передачи картин основной фонд Художественной галереи составил 650 экземпляров.
До того, как 24 октября 1957 года вышло Решение исполкома Красноярского краевого совета депутатов трудящихся "Об открытии в г. Красноярске Краевой художественной галереи, все городские и краевые художественные выставки проходили в неприспособленном для этого
Доме просвещения. Собрать коллекцию лучших произведений сибирских художников было невозможно. Привести в город выставку из какого-либо музея - тоже.
Здание для галереи тогда, в 1958-м, искали и на левом берегу - в административном центре города, но не нашли. Предлагались, в том числе, и вестибюли больших зданий. Наиболее подходящим оказался первый этаж пятиэтажного жилого дома на правобережье, строившегося для работников завода "Красмаш". Изначально там был задуман большой магазин. Впоследствии Спеваковский добивался здания и на левом берегу, а помещение в Ленинском районе хотел превратить в выставочный зал. Помогала ему в этом и член созданного им же ученого совета Наталья Петровна Кончаловская, внучка Василия Ивановича Сурикова. Из ее письма Спеваковскому:
"Я была принята в ЦК Тумановой, и был у меня с ней полуторачасовой разговор, в результате которго мне было обещано, что будет сделано все, чтобы Ваша галерея получила новое помещение. (Я показала ей Ваше письмо с отчетом. Она ахнула от деятельности работников галереи.) Я подробно рассказала о положении, уверила ее в том, что надо помещение устраивать на левой стороне, а не на правой, куда еще нет ни сообщения регулярного из-за понтонного моста, ни телефона".
Художественную г
алерею долго называли "Спеваковка" по имени первого директора и по аналогии с "Третьяковкой". Неспроста. Многие успехи первого в городе дома живописи и ранние повороты его судьбы были обусловлены самой личностью Александра Давыдовича Спеваковского.
Много для ее развития сделал и Яков Семенович Елесевич, председатель Красноярского отделения Союза художников РСФСР. Душой галереи считали Евгения Михайловича Гонтаровского, перешедшего сюда из краеведческого музея, где он присматривал за художественной коллекцией и помогал в 1958-м директору музея "скрывать" картины. Вот так и пришел вслед за своей коллекцией в Художественную галерею работать.
Да и весь первый коллектив галереи отличался энтузиазмом.
Жемерикин В. Ф. г. Горький. Дорожники. Холст, масло
Сергеев М. А. (1932-1972) г. Красноярск. Смолокуры. Уголь, сангина
Знак А. М. Девушка из Тынды. 1978 г. Холст, масло
Мешков В. И. Площадь революции. Линогравюра
Почему-то захотелось посмотреть, как картина будет выглядеть в нецветном варианте. Выставила сепию в фотоаппарате.
Алексеев С. М. Звено Губернюка. Из триптиха "Мои земляки". 1971. Бумага, ретушь, пастель
Среди экспонатов выставки подшивки "Правды" из фондов Краевой научной библиотеки, политические издания, журналы "Искусство" за 70-е годы, раскрытые на страницах со статьями об эстетике искусства. Так, в номере за 1978 год обсуждается символика Московской олимпиады - до сих пор известные всем мишка и пять колец.
Прочла как "Забота об упрощении мира..." :). А ведь, действительно, было дело.
Надпись сверху: "Для того, чтоб по рельсам проехать, надо прежде по шпалам пройти".
Книга "Плакат в рабочем строю".
"Потерянное рабочее время НЕвосполнимо". Сразу вспомнился растянутый на Красноярской фабрике игрушек лозунг из
предыдущего поста.
Лепнина под потолком сохранилась. Оформление, характерное для первых этажей пятиэтажных домов, построенных для заводов правобережья, где изначально предполагалось размещение учреждений. Пример - помещение библиотеки им. А. С. Пушкина неподалеку от Художественной галереи.
Лепные плафоны и красивые люстры.
Это не отражение в зеркалах. Такие люстры висят по всей длине выставочного зала.
В витринах размещены образцы декоративно-прикладного искусства. Одна из витрин стояла не совсем ровно, и как только мимо проезжал трамвай, стекло тихонечко дребезжало.
Ткачев А. М. (1924-1992) г. Красноярск. Гвардейский. Сервиз. 1970. Фарфор. надглазурная роспись
Необычное ощущение искусства в городе с его транспортом, людьми, спешащими кудато. Предметы в стеклянных стеллажах и так выглядят необычно в пространстве, будто без опоры, здесь же этот эффект усиливается за счет того, что непосредственно за стеллажами окна с какими-то призрачными жалюзи.
Афанасьева Л. Р. Форма Яковлевой С. Е. г. Ленинград. Цветы красные. Чайный сервиз. 1975. Фарфор, роспись, золото
Орехова В. П. г. Москва. Эльфы. Декоративное блюдо. Майолика
Ткачев А. М. (1924-1992) г. Красноярск. Восточный. Чайный сервиз. 1974. Фарфор, надглазурная роспись
Ткачев А. М. (1924-1992) г. Красноярск. Сибирский лес. Декоративное блюдо. 1972. Фарфор, надглазурная роспись, золото
Сальников Н. С. (1924-1982) г. Красноярск. Первый снег. 1973. Линогравюра
Скворцов В. А. (1941-1987) г. Красноярск. С уловом. 1972. Тонированная бумага, тушь
Шепелевич Е. А. (1927-1993) г. Дивногорск. Красноярская ГЭС. 1979. Офорт.
На выставке представлено несколько работ художника, создавшего художественную летопись строительства ГЭС.
Буркасов М. А. г. Красноярск. Рабочее утро. 1974. Холст, масло
Зеленов В. А. г. Красноярск. Студентка. Алюминий.
Девушка показалась очень даже современной. А если вместо книги представить сотовый телефон, и подавно.
Малышева Н. А. г. Москва. Объяснение. Декоративная скульптура. 1980. Фарфор, роспись.
А эта романтическая пара поразила своей изысканностью и характерными для того времени позами, одеждой и манерой ее носить.
Молодой человек хоть и вида несколько стиляжного, а за спиной куртка с надписью БАМ :).
Савинова Н. Г. г. Ленинград. Дождь. Декоративные сосуды. Керамика, роспись
Дождь. А за окном Красраб с почерневшим от тепла снегом.
Графическая манера напомнила иллюстрации каких-то книг с КРЯККа.
Орехова В. П. г. Москва. Веселый человек - автор. 1973. Майолика
Еще бы не веселый! Корабль-то стоит в начале деревенской улицы. У Владислава Крапивина в "Летчике для особых Поручений" был такой.
Шляго Г. А., Шляго Л. А. г. Новосибирск. Набор для пива. 1982. Фаянс, роспись
Фрагмент картины А. П. Лекаренко "Первый снег" (1970). Смешанная техника.
Шапиро П. Е. г. Москва. Портрет В. Толкуновой. Алюминий
Цигаль А. В. г. Москва. Молодежь БАМа. Бронза
По рельсам в галстуке!
Переяславец М. В. г. Москва. Эвенк с рыбой. Кованая медь
Знак А. М. (1939-2002) г. Красноярск. Портрет инструктора ГАИ Л. М. Руденко. 1974. Холст, масло
Смирнов М. Н. г. Москва. Труженики Енисея на плоту. Дерево, резьба
В работе поражает фактура, материал. Дерево.
Чепикова Т. А. Утро. Холст, масло
Дрок Л. Д. Московская область. Рыбачка. Шамот, лепка, глазурь
Гладунов М. Ф. Енисей ниже створа Саяно-Шушенской ГЭС. 1976. Офорт
Жемерикин В. Ф. (1942-2005) Над Киренгой. Из серии "Мы на БАМе". 1976. Холст, масло
Знак А. М. Портрет Героя СССР Б. К. Чернышева. 1971. Холст, масло
Знак А. М. Портрет летчика-противолодочника лейтенанта Е. Сизова. 1971. Холст, масло
Прочко А. И., Прочко В. И. г. Владивосток. Таежный. Чайный сервиз. Фарфор, надглазурная роспись
Ах, как красив этот сервиз!
Гимаев З. Ф. Портрет художника Слесарского С. П. 1978. Холст, масло
Это конец 70-х...
Берлин Л. Л. г. Москва. Сказка. Бронза
Вот уж действительно сказка!
Мирошкина Т. А. г. Красноярск. Творчество. Холст, масло
Костенко Е. М. г. Ленинград. Портрет скульптора А. А. Мурзина. 1979. Холст, масло
Тараев М. М. г. Москва. Азбука. Сервиз. Фарфор, надглазурная роспись
Никогда прежде ничего подобного не видела! Чашки выросли из детской азбуки из кубиков!
Среди экспонатов можно увидеть и пожелтевшие от времени старые открытки.
Новогодние актуальные.