247. Не могу не рассказать...

Mar 18, 2016 18:19

А рассказать мне хочется о замечательной редкой книге Н. И. Пирогова (1810-1881) - великого хирурга, педагога, общественного деятеля - «Вопросы жизни. Дневник старого врача…».







В нашу библиотеку второй том «Вопросов жизни», вышедший в 1910 году, попал случайно (и это счастливый случай). В 1910 году вышло уже четвертое издание двухтомника его мемуаров, к столетию со дня рождения хирурга.

Николай Иванович Пирогов был незаурядной личностью. Очень ёмко, но кратко, как и положено в словарях, о нем написано в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона: «Как общественный деятель, Пирогов принадлежит к славной плеяде сотрудников Александра II в первые годы его царствования. Появление в "Морском Сборнике" статьи Пирогова: "Вопросы жизни", посвященной в особенности воспитанию, вызвало оживленные толки в обществе и в высших сферах и привело к назначению Пирогова на пост попечителя сначала одесского, затем киевского учебного округа.






На этом посту Пирогов отличался не только полнейшей веротерпимостью, но заботился о справедливом отношении и уважении ко всем народностям, входящим в состав обоих округов (см. его статью "Талмуд-Тора", Одесса, 1858). В 1861 г. Пирогов должен был оставить пост попечителя; ему был поручен надзор за молодыми учеными, отправленными при А.В. Головнине за границу для подготовки к профессорским кафедрам. С вступлением на пост министра народного просвещения гр. Д. А. Толстого, Пирогов оставил педагогическую деятельность и поселился в своем имении Вишня, Подольской губернии, где и умер.
Как педагог, Пирогов - поборник общего гуманитарного образования, необходимого для каждого человека; школа, по его мнению, должна видеть в ученике, прежде всего, человека и потому не прибегать к таким мерам, которые оскорбляют его достоинство (розги и т. д.). Выдающийся представитель науки, человек с европейским именем, Пирогов выдвигал знание как элемент не только образовательный, но и воспитательный. По отдельным вопросам педагогической практики Пирогов также успел высказать немало гуманных идей. Под конец жизни Пирогов был занят своим дневником, опубликованным вскоре после его смерти под заглавием: "Вопросы жизни; дневник старого врача". Здесь перед читателем восстает образ высокоразвитого и образованного человека, считающего малодушием обходить так называемые проклятые вопросы.
Дневник Пирогова - не философский трактат, а ряд заметок мыслящего человека, составляющих, однако, одно из самых назидательных произведений русского ума. Вера в высшее существо как источник жизни, во вселенский разум, разлитый повсюду, не противоречит, в глазах Пирогова, научным убеждениям. Вселенная представляется ему разумной, деятельность сил ее - осмысленной и целесообразной, человеческое я - не продуктом химических и гистологических элементов, а олицетворением общего вселенского разума. Постоянное проявление мировой мысли во вселенной тем непреложнее для Пирогова, что все проявляющееся в нашем уме, все изобретенное им уже существует у мировой мысли. Дневник и педагогические сочинения Пирогова изданы в Санкт-Петербурге, в 1887 г.».




Н. И. Пирогов с няней Екатериной Михайловной. Худ. А. Сорока




Защита Пироговым докторской диссертации. Худ. В. Пирогов



Н. И. Пирогов и К. Д. Ушинский в Гейдельберге. Худ. А. Сидоров

Тот факт, что Н. И. Пирогов уважаем и почитаем в ученом мире до сих пор, подтверждается выходом к 200-летию со дня его рождения в 2010 году тематического выпуска «Вестника Национального медико-хирургического Центра им. Н. И. Пирогова» (т. 5, № 3). Здесь вы можете подробно прочитать о судьбе автора «Записок» и всех перипетиях их издания.
22 мая 1881 года Н. И. Пирогов прибыл в Москву на 50-летний юбилей своей научной деятельности. Вагон, в котором ехали хирург с женой, был украшен гирляндами цветов.
На вокзале в столице его встретила огромная толпа. Люди кричали: "Да здравствует патриарх русской хирургии!", "Слава русскому корифею Пирогову!". В волнении Николай Иванович произнес: "Неужели я им еще так важен. И нужен?..". Присутствовавший на юбилее Илья Репин писал: "Это было необыкновенное торжество. Да и как иначе, ведь Пирогов - гений! Да, несомненно, гений! Таким останется и для нас, и присных, и во веки веков!". Репин проявлял глубокий интерес к личности Пирогова и стремился воссоздать образ великого учёного на полотне. Во время торжеств художник написал портрет юбиляра. Кроме того, Репин сделал зарисовки для работы над бюстом учёного, который он затем вылепил.
К слову, в книге есть эта репродукция с картины И. Репина. Но неточность в том, что упомянуто 50-летие со дня рождения хирурга, а не юбилей его научной деятельности.



Приезд Николая Ивановича Пирогова в Москву на 50-летний юбилей его научной деятельности. Худ. И. Репин

Торжества проходили 24 и 25 мая 1881 г. в актовом зале Московского университета. Поздравить юбиляра прибыли делегации из всей России. Приветствия поступили от российских обществ, ведомств и городов, университетов Западной Европы. Уже поздним вечером Николай Иванович подошел к редактору исторического журнала «Русская Старина» М. И. Семевскому и сказал несколько слов, прозвучавших словно завещание: «А мои Записки принадлежат вашему журналу». Семевский и не догадывался о мемуарах, над которыми работал Н. И. Пирогов с 1879 года. Не знал он и о том, что в первой половине того же дня в московской гостинице «Дрезден», в апартаментах хирурга, состоялся консилиум, на котором присутствовало четверо известных российских врачей под председательством профессора Н. В. Склифосовского. Ему было поручено сообщить Пирогову, что язвенные поражения верхней челюсти, которые все больше и больше беспокоили юбиляра, скорее всего, были злокачественными. Чтобы спасти жизнь 70-летнего патриарха российской хирургии, требовалась хирургическая операция. Пирогов дал согласие, но только чтобы операция была проведена через неделю в имении «Вишня» Подольской губернии, где он почти безвыездно жил в последние годы.
«Записки» Пирогову помогали скоротать зимние дни и долгие вечера. Ни весной, ни летом он не работал над мемуарами, откладывая работу в «долгий ящик», т.к. в имении с ранней весны до поздней осени цветущие розы олицетворяли чудесный праздник жизни. Это позволяло сполна наслаждаться сначала цветущим садом, затем сбором созревших плодов и ягод, включая экзотический для тех мест виноград. Осень доставляла особое наслаждение: и сад, и цветники следовало так подготовить к зиме, чтобы они не погибли от холода. Тогда они смогут радовать глаз и в новом году.

Есть время для трудов.

Для отдыха - другое…



Имение "Вишня"

«Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой». Называя так «Записки» в 1879 году, Пирогов пришел к уверенности, что малопонятному «когда-нибудь» следует придать более определенное значение «когда меня не будет на свете». Тогда в «Дневнике» появилось завещание автора: «Пришед на мысль писать о себе для себя и решившись не издавать в свет о себе ничего при моей жизни, я не прочь, чтобы мои Записки обо мне читались, когда меня не будет на свете, и другими».
Пирогов начал свои записки 5 ноября 1879 года с вопросов: «Отчего так мало автобиографий? Отчего к ним недоверие? ... Рассматривая мою жизнь, я опишу несколько мировоззрений, которым я следовал, останавливаясь на них более или менее продолжительное время». Прочитав этот дневник, вы получите огромное удовольствие от общения с замечательным человеком



Несколько слов о самом томе «Записок». Издан в 1910 году. Правописание еще дореформенное. Пирогов пишет «мятель» (метель), «по-нутру», «на-глухо» и т.д. Описывая погоду, указывает температуру воздуха в градусах по Реомюру (близко к Цельсию), например, «15 градусов R».
На томе стоят штампы библиотеки М.В.Ж.К. - Московских высших женских курсов, высшего учебного заведения для женщин, просуществовавшего с 1872 по 1918 год (с перерывом в 1888-1900), после переименованного во 2-й МГУ. «Просят обращаться с книгой осторожно», «Срок пользования книгой месяц».



В Красноярске книга в 1988 году уже была. Об этом свидетельствует ценник букинистического магазина. Доказательство того, что он красноярский, указание на типографию «Тип. Кр. Раб.» на ценнике.

врачи, редкие книги

Previous post Next post
Up